Естественнонаучные проблемы Арктического региона : 10-я региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 14 мая 2010г. : тезисы конференции. Ч. 2. Секции "Биология и медицина", "Гуманитарные проблемы". Мурманск, 2010.

Психолого-педагогические проблемы адаптации студентов первого курса специальности ’’Физическая культура” к обучению в ВУЗе Е.Н. Козлова, А.В. Кириллова Мурманский государственный педагогический университет Качество решения задач, поставленных перед высшей школой, во многом зависит от умения правильно организовать работу с перво­ курсниками. Не случайно проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшей школе представляет собой одну из важных общете­ оретических проблем, исследуемых в настоящее время на психофизио­ логическом, социально-психологическом, педагогическом уровнях. Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса адаптации студентов к учебной деятельности в условиях перестройки системы высшего образования. Продолжительность, психологическая и физиологическая стоимость процесса адаптации определяют текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления. Анализ исследований и образовательной практики по проблеме позволил нам выделить основные группы трудностей, с которыми сталкиваются студенты первого курса специальности "Физическая культура" на начальном этапе адаптации к обучению в вузе: 1. Экстремальные эколого-географические условия Крайнего Севера. Особенно испытывают их воздействие студенты, приезжаю­ щие на учебу в заполярные ВУЗы из других климатогеографических условий. 2. Дидактические проблемы, связанные с преодолением новизны в организации образовательного процесса: методы обучения, существенно отличающиеся от школьных; ситуации экзаменов; боль­ шое количество самостоятельной деятельности в процессе обучения; отсутствие необходимости готовиться к каждому занятию и др. 3. Специфика деятельности студента специальности "Физи­ ческая культура" - изучение дисциплин учебного плана в первой половине дня и работа по спортивно-педагогическому совершенство­ ванию во второй. В свою очередь отсутствие у студентов умения планировать и организовывать собственный день приводят к отрица­ тельным последствиям, проявляющимся на первой же сессии. 4. Социально-психологические трудности, связанные с вхож­ дением индивида в новую социальную среду и освоением новой 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz