Белоглазов, М. И. Распространение сверхдлинных радиоволн в высоких широтах / М. И. Белоглазов, Г. Ф. Ременец ; АН СССР, Кол. фил. им. С. М. Кирова, Поляр. геофиз. ин-т. – Ленинград : Наука, 1982. – 240 с.

Рис. 5.12. Эффективные модели ионосферы для СДВ во время аврорапь­ ных возмущений (1 - ночь, 2 - день). Попытаемся определить эффективную модель авроральной ионосфе­ ры для СДВ во время аврорапьных возмущений, используя для этого приведенные на рис. 5.10 и 5.11 результаты измерений NgCz), а так­ же данные амплитудно-фазовых СДВ-измерений на трассе „Омега' (Норвегия)-Апатиты. Характеристики трассы приведены в п.3.4. Эф­ фективная частота столкновений определяется выражением (3.16). Критерии возмушенности авроральной ионосферы указаны в п. 5.1 . Методика отыскания моделей аналогична описанной в п. 3.4. В качестве параметров сравнения используем суточные различия в амплитудах и фазах СДВ-сигналов для возмущенных периодов К Е Д н > / < £ а д > и < У АН - ?»АД > ) ( , а ' - авроральная активность, „с" - спокойно), а также различия между амплитудами сигналов в спокойные и возмущенные периоды « £ д н > / < Е Сн> и < £ д д > / < £ с д > " см‘ табл.5.1). Наилучшее совпадение рас­ четных и экспериментальных данных достигается для моделей 1 (ночь) и 2 (день), представленных на рис.5.12. В табл.5.6 проведено сравнение расчетных и средних экспери­ ментальных величин ( указаны 95%-ные доверительные границы). В двух последних строчках содержатся значения СДВ-параметров для модели спокойной ионосферы из табп. 3.1. Совокупность всех данных, приведенных в табл.5.6, позволяет заключить, что предла­ гаемые эффективные модели возмущенной (ри с.5.12) и спокойной (ри с.3.7) авроральной ионосферы дают возможность достичь удов­ летворительного соответствия расчета эксперименту и объяснить основные закономерности изменений параметров СДВ-сигналов при переходе ото дня к ночи и от спокойных условий к возмущенным. Интересно, что результаты расчетов (подробнее см. п.5.6) позволя­ ют сделать вывод о большей чувствительности к ночным ионосфер­ ным возмущениям фазы сигнала частотой 13.6 кГц по сравнению с сигналом 10.2 кГц на трассе „Омега' (Норвегия)-Апатиты ( a r g W CHH36- a r g r lV AHHai6 = 1.25 рад., a r gW CH_<0.a - a r g WAH_10a= =0.22 рад.). Днем - ситуация обратная (aTgWCA. njB-arcflVAA. 136 = = 0.01 р а д .,а г д ѴѴ,Сд_1о.г- агд-іѴАд .<о.г.= О*11 РаД*Ь Указанный факт постоянно подтверждается экспериментально ( в качестве примера 213

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz