Белоглазов, М. И. Распространение сверхдлинных радиоволн в высоких широтах / М. И. Белоглазов, Г. Ф. Ременец ; АН СССР, Кол. фил. им. С. М. Кирова, Поляр. геофиз. ин-т. – Ленинград : Наука, 1982. – 240 с.

F°г Ур? 05 e i\~ š i . ui £2 пг иь лз - ив сч . \^ У Л / к . еч- ЕЗ ль у ? ив у ? из Выход к СП Рис. 2.14. Упрощенная функциональная схема фазоизмерителя с им­ пульсной ФАПЧ. этого сигнала в полярной области на таком же расстоянии в лите­ ратуре не описано. Имея их, можно было бы сразу указать на от­ личия полярной нижней ионосферы от среднеширотной, так как СДВ- поле в окрестности (по расстоянию Ю ) интерференционного ми­ нимума обладает максимальной чувствительностью к возмущениям нижней ионосферы. Пространственный период интерференции TMQ и Т/ѵц -нормальных волн ночью в средних широтах равен 1700-1800 км [47 ]. Поэтому, еспи сместиться по расстоянию на 400-500 км от окрестности ноч­ ного интерференционного минимума, то сдвиг фазы между комплек­ сными амплитудами полей указанных нормальных волн будет мень­ ше 7Г/2< , и, следовательно, ночной сигнал должен быть больше дневного. Превышение ночного сигнала над дневным в 1.5-2.5 раза наблюдалось одним из авторов этой книги в Ленинграде в 1977- 1980 гг. во все сезоны, кроме летнего ( JD = 2100 км, G B R ). К случаю такого же расстояния D и той же частоты (16 кГц) от­ носятся результаты работы [4 8 ], но с той разницей, что прием сигнала велся в авроральной области в г. Кируне (67.8° N , 20.4° £) в течение пяти лет, с 1959 по 1963 г. Часть этих результатов при­ ведена на рис. 2.15. Кривые 1 и 2 этого рисунка соответствуют от­ носительным значениям амплитуды GrBR -сигнала в полдень и полночь соответственно. Из рисунка видно, что максимуму солнечной активности в І960г. соответствуют максимальные значения сигнала, измерявшегося днем. Это означает, что в указанных условиях затухание ТМ0-нормальной волны минимальное (TMj -нормальная волна и з-за ее большого за­ тухания днем вносит в измеряемое попе поправочный эффект). От­ сюда следует, что для рассматриваемой авроральной трассы, так 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz