Бартольд, Е. Ф. По Карелии и Кольскому полуострову : путеводитель / Е. Ф. Бартольд. – Ленинград : Физкультура и туризм, 1935. – 139, [2] с.

самодельном шпринтовом парусе Лучше всего приоб, тать лодку не очень большую, в зависимости от груп (человек на 6— 7 и на 250— 300 кг груза), не новую , но и слишком старую. Приобрести лодку довольно легко, о. бенно в местах, где нет! промыслового рыболовства. Онежском озере лодку на 5 чел. с грузом в 1932 г. моя было приобрести за 100— 200 руб. Примерно столько стоило заказать сшить новую лодку. На севере и даль, от железной д ороги цены на лодку от 50 руб. и д орож е . Обыкновенно у карбаса есть небольшой киль, санти: тров в 5— 10; при достаточной нагрузке карбас идет плохо боком к ветру со шпринтовым парусом . Руля у к баса нет, для управления им употребляется к орм ов ое вес Уключины для весел делаются из развилок березы; вес прикрепляются веревкой, петлей из ивняка или ремнем. '> ристам, отправляющимся в путешествие, нужно взять с i бой из город а железные уключины, так как большинст туристов, вполне владеющих веслами на прогулочной лод чувствуют себя совершенно беспомощными с новыми д них уключинами из дерева. Если имеется в виду маршрут по ряду о зер , связанй между собой рекой, а всякая река в Карелии порожис лучше приобретать н е б о л ь ш у ю л о д к у обычного рельского типа, но достаточно легкую, чтобы в слу1 нужды группа туристов могла перетащить лодку мимо и рогов или через узкий водораздел посуху. Для груп: в 6 человек лучше в таком случае приобрести две лод каждую для троих, чем одну большую для всех вмес Эго, правда, немного увеличит расх од , но зато сильно с легчит само путешествие. Н еобходим о при покупке лодки тщательно осмотре ее пазы; осмотреть, все ли целы шпангоуты \ не прогни ли доски окол о гвоздей, которыми сшита лодка. Раны лодки шили совсем без гвоздей, на одних деревянных и пах, затем вошли в употребление медные или оцинковг ные гвозди, сейчас шьют п росто железными, часто подкс ными гвоздями. Лодки в Карелии смолят и почти никог не красят; под густым слоем смолы (смолят лодку обыч каждый год) иногда бывает довольно трудно разгляде п рочно ли дерево, не сгорело ли дерево благодаря плох осмолке. 1 Косой парус. 2 Ребра судна, к которым крепится наружная его обшивка, образ; щая кузоп судна.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz