Бартольд, Е. Ф. По Карелии и Кольскому полуострову : путеводитель / Е. Ф. Бартольд. – Ленинград : Физкультура и туризм, 1935. – 139, [2] с.

pax пасущих свои стада оленей. Коренное население здесь— лопари. Живут они по берегам р. Туломы и Н от о зе р а и не­ которых рек, впадающих в Н от о зе р о . На реке Туломе много поселков финнов, эмигрантов из Финляндии, поселившихся в этих местах после Октябрьской революции. В то время как у лопарей основа хозяйства — оленеводство и рыбная ловля, у финнов — молочное хозяйство, огородничество и, главное, работа на лесозаготовках и лесосплаве. Маршруты по этой части Кольского полуострова отли­ чаются теми же трудностями, что и маршруты по западной части: необходимо тащить на себе снаряжение при пеше­ ходных вылазках и перетаскивать лодку через пороги при передвижении по воде. Нанять проводников здесь трудно, особенно в августе, когда лопари заняты ловом семги и сига. Лучшее время для путешествия — август, когда убывает количество ком аров и мошки. Все маршруты к западу от г. Колы требуют специального разрешения погран. охраны в г. Мурманске. П од робн о мы рассмотрим лишь маршрут по системе реки Туломы и Н от о зе р а ; маршруты по тундрам между рекой Туломой и Колой, сравнительно легкие, могут быть без труда разработаны самим туристом по карте Кольского полу­ острова Г. Д. Рихтера (конечно, если у туриста есть уже опыт путешествий но Кольскому полуострову). № 1 . Т у л о м с к о - Н о т о з е р с к и й Ц е л е в а я у с т а н о в к а — ознакомление с бытом ло­ парей, с семужьими промыслами, с энергетическими ре сур­ сами р. Туломы. В сторону от реки и о зе р а — исследователь­ ская работ а: поиски магнетитов, сульфидов цветных метал­ лов и графита. Продолжительность 1 месяц и больше. М арш рут начинается от ст. К о л а Мурманской железной дороги . Пройдя от станции несколько назад и перейдя мост через реку, туристы попадают в г. К о л у, с т а р и н н е йш е е поселение русских на берегах Мурмана. Уже в конце X IV века здесь существовало русское поселение, а в XV веке здесь уже был город . В XV I веке он был единственным местом, через кот орое М оск ов ск ое государство вело внеш­ нюю торговлю. Неудобство перевозки товаров в Колу и из Колы в М оскву побудило создать новый порт— Архангельск, и Кола потеряла значение как торговый пункт. Жители город а стали заниматься рыбной ловлей и охотой на пуш­ ных и морских зверей. Кола неоднократно подвергалась 1 1 0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz