Автоматизация научных исследований: сборник научных трудов.
занесено в ОБЗ, если он обладает правами эксперта системы, или в ПБЗ, если такими правами пользователь не наделен. Если вводимое пользователем понятие определяется как набор элементов одного класса эквивалентности, то прежде, чем зафиксировать полученное значе ние в БЗ или ПБЗ, интерпретатором выполняется проверка на соблюдение требо ваний декомпозиции предметной области и сохранения иерархии классов, опреде ляемых в соответствии с формальной рекуррентной моделью многоуровневых АСНИ. При соблюдении указанных требований введенное пользователем опреде ление класса фиксируется в соответствующей базе знаний. В противном случае выдаются сообщения о недопустимости определения нового класса эквивалент ности и о пересечении соответствующих ветвей декомпозиции системы. После этого исследователю предлагается переопределить данное понятие. После фиксации в ОБЗ или ПБЗ значения, описывающего элементы класса эквивалентности, выполняется запрос пользователю для выбора конкретного элемента представленного класса для подстановки его значения в формулу экс перимента. Таким образом, в исходную формулу вместо выделенного терма будет под ставлено его значение, полученное в результате поиска в БЗ, или расшифровка, введенная по запросу системы пользователем. При этом если найденное значе ние представлено в виде формулы, оно замещает в формуле все вхождения со ответствующего терма. Если терм представлен набором элементов, то пользова телю выводится текущее состояние формулы и указывается конкретное вхожде ние в нее данного терма. После этого выполняется запрос на выбор необходи мого элемента класса, который и будет подставлен в формулу на месте данно го включения. После того как полученное значение терма подставлено в формулу экспе римента, выполняется выделение следующего терма в соответствии с положе нием текущего указателя, и вновь выполняется описанная выше процедура его обработки. Такой процесс повторяется до тех пор, пока очередной выделенный терм не окажется примитивом. Тогда текущий указатель сдвигается в формуле в начало следующего терма, с которым производятся описанные выше действия. Если после подстановки расшифровки некоторого терма длина формулы бу дет превышать допустимую, выдается диагностика о наличии тавталогии и ре зультаты вывода аннулируются. В результате система возвращается на этап начального определения формулы эксперимента. Таким образом, при окончании интерпретации формулы текущий указатель термов установлен в конце формулы, все ее исходные термы представлены в виде композиций примитивов, объединенных знаками последовательного и парал лельного выполнения. Полученное таким образом формульное представление ал горитма комплексного эксперимента может фиксироваться в базе знаний и в дальнейшем использоваться непосредственно, минуя этап его вывода. Выполнение формулы эксперимента. После завершения этапа интерпрета ции формульное представление алгоритма комплексного эксперимента фиксирует ся в базе знаний (в ОБЗ или ПБЗ ,в зависимости от статуса пользователя). В дальнейшем, на основе такого представления должны быть сформированы системные команды, управляющие порядком выполнения модулей, реализующих соответствующие формульные примитивы. Обеспечение согласованного прохождения задач (в том числе и параллель ного) достигается с применением метода флагового взаимодействия между про извольным количеством исполнимых модулей. Суть его сводится к тому, что порядок выполнения задач определяется их взаимной синхронизацией. Для этого каждому модулю указываются номера флагов, установка которых является приз наком начала его выполнения, а также присваивается номер собственного фла га, который устанавливается при окончании его отработки, что, в свою оче редь, может являться одним из условий для запуска некоторых последующих модулей. В случае, когда в модуль требуется ввести параметры в интерактив ном режиме, такой ввод производится исследователем до начала выполнения алгоритма эксперимента. Получив запрашиваемые данные, модуль прекращает свое выполнение до установки запускающих его флагов. 6 2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz