Автоматизация геофизических исследований в высоких широтах.
Рассматриваемый пакет программ делится на четыре группы: программа высвечивания или гашения одной точки, программа выво да графиков, программа вывода текста, программа смешанного ти па (вывод графиков и текста). Программа непосредственного обращения к графическому мони тору. D I S P L составлена на языке МАКРОАССЕМБЛЕР СМ-4. Любая цепочка обращений к дисплею заканчивается вызовом этой программы. Остальная часть программного обеспечения составлена на языке ФОРТРАН~4. Это позволяет применять пакет и на других вычислительных системах с минимальными переделками, которые могут потребоваться, например, и з -з а различий в организации вво да вывода. Программы вывода графиков. Основная программа вывода гра фической информации D T R AM обеспечивает высвечивание (или гашение) отрезка прямой между любыми двумя точками на экране. Исходными данными являются координаты концов отрезка. Все про граммы вывода графической информации многократно обращаются к D TRAM . Программа D G R A P предназначена для высвечивания (или гашения) кривых по заданному декартовыми координатами упорядо ченному массиву точек. Каждая пара соседних точек соединяется отрезком прямой. D G R A P позволяет строить как графики функ ций, так и различные контурные изображения. Программа D P O L A R используется для тех же целей, что и D G R A P . Различие заключается в способе задания коорди нат. Для работы D P O L A R точки задаются в полярных коор динатах. Программы BODY и IZOL IN строят двумерные изобра жения, используя многократные обращения к D G R A P , Для графического представления функций двух переменных Z = f (х, у) с помощью сечений, параллельных плоскости X O Z , применяется программа BODY . IZOL IN позволяет вычерчивать двумерные изображения с помощью изолиний. Программа вывода текста. Графическая информация, как пра вило, должна сопровождаться соответствующими текстовыми данны ми - числовыми значениями координат, поясняющими надписями и т.п. Поскольку дисплей "Электроника-15 ИГ" не имеет встроенного генератора символов, необходимо было разработать соответствую щее программное обеспечение. В основу текстовых программ положен матричный способ г е нерации символов. В соответствии с существующими стандартами изображение каждого символа строится в виде прямоугольной мат рицы размером 5x7 элементов. Каждый элемент матрицы может иметь два значения (О или 1) в зависимости от того, высвечива ется или нет соответствующий элемент изображения символа. Мат рица состоит из 8 строк и 6 столбцов. Первые пять столбцов со держат изображение, а шестой - семиразрядный A SC I I - код символа. Верхняя строка матрицы заполняется нулями. Таким об разом, информация, относящаяся к одному символу, занимает объем памяти в 6 байт. Матрицы всех символов хранятся в дисковом фай ле M A T R . S IM , который создается, корректируется и контроли руется пользователем с помощью программ D К. F IL E IN S МАТ . 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz