Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

с е в е р н ы е в о р о т а р о с с и и ГЛАВА 1 г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! м урм ан ско м у м о р ск о м у т о р г о в о м у п о р т у - ГЛАВА 1 с е в е р н ы е ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! ВОРОТА м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 ЛЕт! РОССИИ Отто юльевич шмидт ДАЕШЬАРКТИКУ! Е ще в апреле 1919 года Владимир Ленин подписал декрет об организации Сибир­ ского революционного комитета, кото­ рый в пределах огромного края должен был заниматься восстановлением и раз­ витием народного хозяйства. Одной из первых принятой им мер стало создание Комитета Се­ верного морского пути. Уже в 1920 году в Архан­ гельск прибыл первый караван судов с сибир­ ским хлебом и начались регулярные Карские экспедиции — ежегодные рейсы к устьям Оби и Енисея и обратно. На запад, следуя за ледокола­ ми, двигались пароходы с лесом, а навстречу им шли транспорты с техникой и грузами для насе­ ления. В предвоенные годы Северный морской путь превращается в нормально действующую транспортную магистраль. Движение по Север­ ному морскому пути было открыто в 1932 году ледоколом «Сибиряков», который прошел его с запада на восток за одну навигацию. После это­ го знаменательного события особым Постанов­ лением Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР 17 декабря 1932 года было образовано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), возглавляемое академиком О.Ю. Шмидтом. В его задачи управления входи­ ло «проложить окончательно северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, обо­ рудовать этот путь, держать его в исправном со­ стоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути». Мурманск стал крайней западной базой в освоении Арктики. С широкомасштабным ос­ воением Севморпути начался новый этап в раз­ витии Мурманского порта. Столица Заполярья стала главным опорным пунктом освоения Ар­ ктики, а порт — крайней западной базой, обеспе­ чивавшей всем необходимым суда, отправляв­ шиеся в плавание. В 1933 году объемы перевалки в морском порту достигли почти миллиона тонн. 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz