Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
С Е В Е РНЫ Е ВОРОТА РОССИИ ГЛАВА 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! м урм ан ско м у м о р ск о м у т о р г о в о м у п о р т у - СЕКРЕТНЫЙ ПРИКАЗ н а е з д н о г о Н о м н с с л и О б о р о н ы С о ю з а С С Р ' \ ■** \ й mi iP 1 ■ * * * Сгм -fPHl # j * St 0 5 5 , 1 1 m jh J9 3 T г о д а И м L 'r K , 1■ы R ф днны .идо Л ИМЙ 4> 1и 1. VIjp't.lM iJli KfFWHicap Ckfrppoi r.'i.^i 1 in нГи ни С С С Р LOW U К SflfrOlDM 4 Л 1 : t Г ' i * J N O U ! z k j# — , A - * _______ 1933 июль. Сталин, Ворошилов и Киров в Мурманском торговом порту во время поездки на Кольский вительственной комиссией — И.В. Сталин, К.Е. Ворошилов, Г.Г. Ягода и С.М. Киров. Это было первое посещение Мурмана лидером страны. На вокзале два купированных вагона отцепили от пассажирского поезда и доставили в Мур манский торговый порт. Здесь гости перешли на буксир «Буревестник», осмотрели со стороны залива сооружения порта, а затем направились по Кольскому заливу на север в Екатерининскую гавань. Во время следования обсуждали вопросы о перспективах развития Мурманского порта, не обходимости модернизации судостроительно го и судоремонтного заводов и другие вопросы. В результате поездки комиссии было принято окончательное решение о выборе места для стро ительства баз и оборонительных сооружений, передаче в ведение флотилии судов граждан ских ведомств. ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: ВОТ ЗДЕСЬ, МОРЕ! На борту буксира «Буревестник» Иосиф Сталин всма тривался в побережье Кольского полуострова и вел оживленный разговор с военными моряками. Именно в это время Сталиным были произнесены слова, пораз ившие, своим предвидением даже присутствовавших на борту представителей командования ВМС РККА: «Что такое Черное море? Лоханка. Что такое балтийское море? бутылка, а пробка не у нас. Вот здесь море, здесь окно! большой флот здесь...». 86 глава 1 СЕ В Е Р НЫ Е ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! ВОРОТА м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 ЛЕт! РОССИИ Уже 5 августа 1933 года с Балтики, пройдя по Беломорско-Балтийскому каналу и Белому морю, к Мурманску подошли первые боевые корабли и подводные лодки, ставшие основой Северной военной флотилии. В том же году в Мурманск пришли еще несколько судов с ма териально-техническим имуществом и три бо евых корабля. Город стал местом дислокации Северной военной флотилии до осени 1935 года. Здесь встречали корабли Экспедиции особого назначения (ЭОН), жили и работали команду ющие флотилией З.А.Закупнев и К.И.Душенов. Когда закончилось строительство новой базы в Полярном, корабли флотилии перевели туда, а в мае 1937 года преобразовали в Северный военно морской флот. В тот же год Мурманск посетил прогрес сивный норвежский писатель Нурдаль Григ (Nordahl Grieg). Несколько позже у себя на ро дине и в Швеции он опубликовал статью, где писал: «Помню, будучи в Мурманске, я обратил внимание на два громадных здания, воздвигав шихся в этом вновь строящемся городе между Ледовитым океаном и снежными горами. Одно из них было электростанцией, другое театром. Удары молотов звучали в унисон. Так строился новый мир». 1930-е годы. Общий вид строящейся судоверфи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz