Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

с е в е р н ы е в о р о т а р о с с и и ГЛАВА 1 г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! м урм анском у морскому торговому п орту - В 1927 году грузооборот Мурманского порта составил 552 тыс. тонн — в девять раз больше по сравнению с 1920 годом, а в 1928 году в порт заш­ ли 165 иностранных пароходов — это в 2,5 раза больше, чем в 1926 году. В связи с ростом морских перевозок резко возрос и грузооборот железной дороги. Только в 1928 году было отправлено око­ ло 20 тысяч вагонов различных грузов. В Мур­ манске появились более мощные паровозы. Ледокольный пароход «Малыгин» у причала Мурманского торгового порта. 1920-е годы С конца 1929 года после выявления огром­ ного месторождения апатито-нефелиновой по­ роды и других видов ископаемых в Мурманском округе начинается большое хозяйственное и промышленное строительство. Для строитель­ ства этих объектов требовалась огромная армия рабочих рук. Только для успешного строитель­ ства Хибинского промышленного центра необ­ ходимо было несколько десятков тысяч человек. Решение этой проблемы шло по трем направле­ ниям: за счет колонизации Мурманского края, путем вербовки рабочей силы по вольному най­ му и ссылки сюда спецпереселенцев, выселен­ ных из районов сплошной коллективизации. Только за 1930—1933 годы в Мурманский округ прибыло 80 тысяч человек, из них примерно 40 тысяч колонистов и вербованных и 40 тысяч спецпереселенцев. Некоторая часть этих людей пополнила ряды мурманских портовиков. ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: люд и СТРОЯТ ЦЕЛЫЙ ГОРОД 23 июня 1929 года в ходе поездки по стране Мурманск посетил писатель А.М. Горький. За год до этого он вернул­ ся на родину из Италии и решил своими глазами увидеть изменения, произошедшие в стране за время его отсут­ ствия. Писатель побывал в морском порту, на стадионе, на торжественном пленуме городского Совета, на слете пионеров. Первое его впечатление: «Крупные люди, нето­ ропливая мощность и стойкое упрямство работы». Увидел Горький и нехватку специалистов, и нетерпеливость, с которой мурманчане ждали пополнения флота новыми судами. Потом он напишет: «На пустынном берегу Ледо­ витого океана, на гранитных камнях, местами уже размо­ лотых движением ледника и временем в песок, строится город. Именно так: люди строят сразу целый город... Край оживает, всюду видишь, как разумная человеческая рука приводит в порядок землю». 84 1 План г. Мурманска. 1928 год В начале 1930-х годов в Мурманск и Коль­ ский залив зачастили правительственные ко­ миссии различного уровня. В январе 1930 года на Кольский полуостров приехал первый секре­ тарь Ленинградского губернского комитета ЦК ВКП(б) С.М. Киров — тогда Мурманский край входил в состав Ленинградской области. По ре­ зультатам его поездки Постановлением Совета Народных Комиссаров Мурманский торговый порт был выведен из подчинения железной до­ роги и перешел в ведение Наркомата водного транспорта. Документ предполагал и разделе­ ние на отдельные грузовые районы: рыбный, лесной, апатитовый и импортный. 4 марта 1930 года через порт была отправлена в Гамбург пер­ вая партия апатитового концентрата. Объемы его экспорта быстро росли, и порт вплотную занялся созданием специализированных при­ чалов для перевалки апатита и перегрузки экс­ портного леса. План гор, МУРМАНСКА глава 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! м урм анском у м ор ском у то р го во м у порту - 100 ЛЕт! с е в е р н ы е в о р о т а РОССИИ Когда С.М. Киров вторично посетил край в июне 1932 года. Прямо с поезда он направился в порт, откуда на катере выехал к месту горных разработок, где ознакомился с работой буровых установок и условиями жизни людей, осмотрел строительство дороги. Вернувшись в город, он посетил траловую базу и береговые предпри­ ятия Севтралтреста, изучил показатели работы порта и флота, побывал на строительстве Двор­ ца культуры. Перед отъездом в Ленинград он произнес: «Не сказал бы, что здесь был... Здорово наворочено». В 1932 году на базе четырех рудников остро­ ва Шпицберген было организовано управление «Арктикуголь», что позволило открыть первую регулярную пароходно-арктическую линию Мурманск-Шпицберген-Мурманск. Весной 1932 года в Мурманске находилась комиссия под руководством наркома снабжения СССР А.И. Микояна. С 25 июля по 7 августа ко­ миссия под председательством представителя Генерального штаба И.С. Исакова производила обстоятельный осмотр Кольского залива. Осе­ нью в Мурманском округе работала бригада Президиума ВЦИК СССР. В начале мая 1933 года в Мурманск прибы­ вает комиссия под руководством заместителя начальника Морских Сил РККА П.И. Куркова, которая осматривает инфраструктуру Мурман­ ского порта на предмет выбора места базиро­ вания кораблей. После этого здесь в обстанов­ ке строжайшей секретности разворачиваются работы по созданию базы военной флотилии. В ведение нового военного порта были переда­ ны причалы № 1 и № 2, Мурманская пристань с прилегающей к ним территорией Мурманско­ го торгового порта, группа складов, расположен­ ных в непосредственной близости от причалов, выделена часть емкостей на нефтебазе для хра­ нения жидкого топлива. Этим же постановле­ нием предлагалось форсировать строительство судоремонтного завода и Мурманской электро­ станции. Приказ Народного Комиссара обороны о формировании Северной военной флотилии был подписан 5 июля 1933 года, а утром 22 июля в Мурманск прибыл поезд с очень важной пра- 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz