Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
с е в е р н ы е в о р о т а р о с с и и ГЛАВА 1 г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! м урм анском у морскому торговому п орту - В 1927 году грузооборот Мурманского порта составил 552 тыс. тонн — в девять раз больше по сравнению с 1920 годом, а в 1928 году в порт заш ли 165 иностранных пароходов — это в 2,5 раза больше, чем в 1926 году. В связи с ростом морских перевозок резко возрос и грузооборот железной дороги. Только в 1928 году было отправлено око ло 20 тысяч вагонов различных грузов. В Мур манске появились более мощные паровозы. Ледокольный пароход «Малыгин» у причала Мурманского торгового порта. 1920-е годы С конца 1929 года после выявления огром ного месторождения апатито-нефелиновой по роды и других видов ископаемых в Мурманском округе начинается большое хозяйственное и промышленное строительство. Для строитель ства этих объектов требовалась огромная армия рабочих рук. Только для успешного строитель ства Хибинского промышленного центра необ ходимо было несколько десятков тысяч человек. Решение этой проблемы шло по трем направле ниям: за счет колонизации Мурманского края, путем вербовки рабочей силы по вольному най му и ссылки сюда спецпереселенцев, выселен ных из районов сплошной коллективизации. Только за 1930—1933 годы в Мурманский округ прибыло 80 тысяч человек, из них примерно 40 тысяч колонистов и вербованных и 40 тысяч спецпереселенцев. Некоторая часть этих людей пополнила ряды мурманских портовиков. ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: люд и СТРОЯТ ЦЕЛЫЙ ГОРОД 23 июня 1929 года в ходе поездки по стране Мурманск посетил писатель А.М. Горький. За год до этого он вернул ся на родину из Италии и решил своими глазами увидеть изменения, произошедшие в стране за время его отсут ствия. Писатель побывал в морском порту, на стадионе, на торжественном пленуме городского Совета, на слете пионеров. Первое его впечатление: «Крупные люди, нето ропливая мощность и стойкое упрямство работы». Увидел Горький и нехватку специалистов, и нетерпеливость, с которой мурманчане ждали пополнения флота новыми судами. Потом он напишет: «На пустынном берегу Ледо витого океана, на гранитных камнях, местами уже размо лотых движением ледника и временем в песок, строится город. Именно так: люди строят сразу целый город... Край оживает, всюду видишь, как разумная человеческая рука приводит в порядок землю». 84 1 План г. Мурманска. 1928 год В начале 1930-х годов в Мурманск и Коль ский залив зачастили правительственные ко миссии различного уровня. В январе 1930 года на Кольский полуостров приехал первый секре тарь Ленинградского губернского комитета ЦК ВКП(б) С.М. Киров — тогда Мурманский край входил в состав Ленинградской области. По ре зультатам его поездки Постановлением Совета Народных Комиссаров Мурманский торговый порт был выведен из подчинения железной до роги и перешел в ведение Наркомата водного транспорта. Документ предполагал и разделе ние на отдельные грузовые районы: рыбный, лесной, апатитовый и импортный. 4 марта 1930 года через порт была отправлена в Гамбург пер вая партия апатитового концентрата. Объемы его экспорта быстро росли, и порт вплотную занялся созданием специализированных при чалов для перевалки апатита и перегрузки экс портного леса. План гор, МУРМАНСКА глава 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! м урм анском у м ор ском у то р го во м у порту - 100 ЛЕт! с е в е р н ы е в о р о т а РОССИИ Когда С.М. Киров вторично посетил край в июне 1932 года. Прямо с поезда он направился в порт, откуда на катере выехал к месту горных разработок, где ознакомился с работой буровых установок и условиями жизни людей, осмотрел строительство дороги. Вернувшись в город, он посетил траловую базу и береговые предпри ятия Севтралтреста, изучил показатели работы порта и флота, побывал на строительстве Двор ца культуры. Перед отъездом в Ленинград он произнес: «Не сказал бы, что здесь был... Здорово наворочено». В 1932 году на базе четырех рудников остро ва Шпицберген было организовано управление «Арктикуголь», что позволило открыть первую регулярную пароходно-арктическую линию Мурманск-Шпицберген-Мурманск. Весной 1932 года в Мурманске находилась комиссия под руководством наркома снабжения СССР А.И. Микояна. С 25 июля по 7 августа ко миссия под председательством представителя Генерального штаба И.С. Исакова производила обстоятельный осмотр Кольского залива. Осе нью в Мурманском округе работала бригада Президиума ВЦИК СССР. В начале мая 1933 года в Мурманск прибы вает комиссия под руководством заместителя начальника Морских Сил РККА П.И. Куркова, которая осматривает инфраструктуру Мурман ского порта на предмет выбора места базиро вания кораблей. После этого здесь в обстанов ке строжайшей секретности разворачиваются работы по созданию базы военной флотилии. В ведение нового военного порта были переда ны причалы № 1 и № 2, Мурманская пристань с прилегающей к ним территорией Мурманско го торгового порта, группа складов, расположен ных в непосредственной близости от причалов, выделена часть емкостей на нефтебазе для хра нения жидкого топлива. Этим же постановле нием предлагалось форсировать строительство судоремонтного завода и Мурманской электро станции. Приказ Народного Комиссара обороны о формировании Северной военной флотилии был подписан 5 июля 1933 года, а утром 22 июля в Мурманск прибыл поезд с очень важной пра- 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz