Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
с е в е р н ы е в о р о т а р о с с и и г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! м урм анском у м орском у то р го во м у п орту - ГЛАВА 1 ле октября 1923 года в Мурманск из Бремена при шло первое иностранное судно — пароход «Кре- та» с хлопком для Всероссийского текстильного синдиката. 7 ноября 1923 года из Мурманского порта первым рейсом на Лондон по вновь откры той линии Архангельск-Мурманск-Англия- Германия ушел пароход «Юшар», приписанный к Госторгфлота. Оживилась морская торговля и с соседней Норвегией. В декабре 1923 года отправкой на Запад рос сийского зерна началась экспортная компания. Кроме него через Мурманск стали отправлять лес, смолу. При этом порт занимался не только переработкой грузов, но и помогал снаряжать различные морские экспедиции, в том числе зверобойные в Белое море и Карские хлебные экспедиции в устья сибирских рек. Грузооборот порта с 1920 по 1924 год возрос в пять раз (с 48 тыс. до 225 тыс. тонн). У грузчиков появились большие заработки. Оживляется работа желез ной дороги. В 1923 году впервые, после освобож дения от интервентов, в городе начинается жи лищное строительство. В это же время в связи с расформированием военно-морских сил на Севере происходит ликвидация Мурманского отделения Архангельского военного порта. Ос вободившиеся площади передавались граждан ским организациям. К 1924 году Россию де-юре признали Вели кобритания, Франция, Италия, Норвегия, Ав стрия, Греция, Швеция, Япония, Китай, Мексика и Уругвай. И, как следствие, резко возрос това рооборот, осуществляемый морскими путями. К концу 1924 года Мурманский порт принял уже 569 судов, из них 106 иностранных, грузооборот достиг 15% от внешнего грузооборота СССР. Мур манск стал одним из важнейших пунктов, свя зывающих СССР с зарубежными странами. К 1926 году порт имел уже девять причалов общей длиной 1165 метров, более 60 тысяч ква дратных метров открытых складских площа док, 25 километров железнодорожных путей, два плавучих и шесть береговых кранов, несколько судов портофлота, собственные судоремонтные мастерские. Для портовиков были построены 12 домов барачного типа и 43 барака, клуб, школа и больница. В середине 1920-х годов Мурманск стали периодически посещать корабли Военно морского флота, которые портовики также об служивали. В 1924-1925 хозяйственном году судами дальнего плавания через Мурманский порт было перевезено уже 216,5 тыс. тонн грузов, а в 1926-1927 году —495 тысяч. В городе создавалась траловая база. В том месте, где Варничный ручей впадает в Кольский залив, шла засыпка терри тории, строились причалы. В городе появились общежития для портовиков, а неподалеку была заложена верфь деревянного судостроения. Здание Мурманского губисполкома. 1927 год участники демонстрации 1мая на ул. Ленинградская. 1929 год с е в е р н ы е в о р о т а р о с с и и Плавучий док Мурманского торгового порта. 1920-е годы ГЛАВА 1 г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! м урм ан ско м у м о р с к о м у т о р го в о м у п о р т у - 100 ЛЕт! Вид на причалы порта со стороны города. 1920-е годы систему колонизационного комбината, появи лась новая техника: плавучие и береговые кра ны, мощные лебедки, автомобили и тракторы. В Кольском заливе курсировали ледокол и три буксира, велись судоремонтные работы в пла вучем доке. Росли береговые предприятия — первые цехи рыбокомбината, судоремонтный и бондарный заводы. Береговые предприятия раз мещались уже по обеим сторонам Кольского за лива. Вступила в строй траловая база, судоверфь строила рыболовные суда, в порт приписки при шло несколько больших судов и траулеров, за купленных за границей — «Сталин», «Максим Горький», «Большевик», «Дзержинский». Погрузка песка для строительства Мурманской железной дороги. 1920-е годы Согласно постановлению Президиума ВЦИК от 15 марта 1926 года на территории Мур манской губернии был утвержден один город — Мурманск, а Александровск и Кола преоб разованы в сельские поселения. В это время в Мурманске насчитывалось почти девять тысяч человек, но жилищный фонд рос медленно, го сударство уделяло развитию производительных сил края больше внимания, чем его социальным проблемам. Мурманск своим видом все еще на поминал деревню. В конце 1920-х годов на Мурмане началась индустриализация. В Мурманском и Канда лакшском портах, которые все еще входили в 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz