Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

с е в е р н ы е в о р о т а р о с с и и г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! м урм анском у м орском у то р го во м у п орту - ГЛАВА 1 ле октября 1923 года в Мурманск из Бремена при­ шло первое иностранное судно — пароход «Кре- та» с хлопком для Всероссийского текстильного синдиката. 7 ноября 1923 года из Мурманского порта первым рейсом на Лондон по вновь откры­ той линии Архангельск-Мурманск-Англия- Германия ушел пароход «Юшар», приписанный к Госторгфлота. Оживилась морская торговля и с соседней Норвегией. В декабре 1923 года отправкой на Запад рос­ сийского зерна началась экспортная компания. Кроме него через Мурманск стали отправлять лес, смолу. При этом порт занимался не только переработкой грузов, но и помогал снаряжать различные морские экспедиции, в том числе зверобойные в Белое море и Карские хлебные экспедиции в устья сибирских рек. Грузооборот порта с 1920 по 1924 год возрос в пять раз (с 48 тыс. до 225 тыс. тонн). У грузчиков появились большие заработки. Оживляется работа желез­ ной дороги. В 1923 году впервые, после освобож­ дения от интервентов, в городе начинается жи­ лищное строительство. В это же время в связи с расформированием военно-морских сил на Севере происходит ликвидация Мурманского отделения Архангельского военного порта. Ос­ вободившиеся площади передавались граждан­ ским организациям. К 1924 году Россию де-юре признали Вели­ кобритания, Франция, Италия, Норвегия, Ав­ стрия, Греция, Швеция, Япония, Китай, Мексика и Уругвай. И, как следствие, резко возрос това­ рооборот, осуществляемый морскими путями. К концу 1924 года Мурманский порт принял уже 569 судов, из них 106 иностранных, грузооборот достиг 15% от внешнего грузооборота СССР. Мур­ манск стал одним из важнейших пунктов, свя­ зывающих СССР с зарубежными странами. К 1926 году порт имел уже девять причалов общей длиной 1165 метров, более 60 тысяч ква­ дратных метров открытых складских площа­ док, 25 километров железнодорожных путей, два плавучих и шесть береговых кранов, несколько судов портофлота, собственные судоремонтные мастерские. Для портовиков были построены 12 домов барачного типа и 43 барака, клуб, школа и больница. В середине 1920-х годов Мурманск стали периодически посещать корабли Военно­ морского флота, которые портовики также об­ служивали. В 1924-1925 хозяйственном году судами дальнего плавания через Мурманский порт было перевезено уже 216,5 тыс. тонн грузов, а в 1926-1927 году —495 тысяч. В городе создавалась траловая база. В том месте, где Варничный ручей впадает в Кольский залив, шла засыпка терри­ тории, строились причалы. В городе появились общежития для портовиков, а неподалеку была заложена верфь деревянного судостроения. Здание Мурманского губисполкома. 1927 год участники демонстрации 1мая на ул. Ленинградская. 1929 год с е в е р н ы е в о р о т а р о с с и и Плавучий док Мурманского торгового порта. 1920-е годы ГЛАВА 1 г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! м урм ан ско м у м о р с к о м у т о р го в о м у п о р т у - 100 ЛЕт! Вид на причалы порта со стороны города. 1920-е годы систему колонизационного комбината, появи­ лась новая техника: плавучие и береговые кра­ ны, мощные лебедки, автомобили и тракторы. В Кольском заливе курсировали ледокол и три буксира, велись судоремонтные работы в пла­ вучем доке. Росли береговые предприятия — первые цехи рыбокомбината, судоремонтный и бондарный заводы. Береговые предприятия раз­ мещались уже по обеим сторонам Кольского за­ лива. Вступила в строй траловая база, судоверфь строила рыболовные суда, в порт приписки при­ шло несколько больших судов и траулеров, за­ купленных за границей — «Сталин», «Максим Горький», «Большевик», «Дзержинский». Погрузка песка для строительства Мурманской железной дороги. 1920-е годы Согласно постановлению Президиума ВЦИК от 15 марта 1926 года на территории Мур­ манской губернии был утвержден один город — Мурманск, а Александровск и Кола преоб­ разованы в сельские поселения. В это время в Мурманске насчитывалось почти девять тысяч человек, но жилищный фонд рос медленно, го­ сударство уделяло развитию производительных сил края больше внимания, чем его социальным проблемам. Мурманск своим видом все еще на­ поминал деревню. В конце 1920-х годов на Мурмане началась индустриализация. В Мурманском и Канда­ лакшском портах, которые все еще входили в 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz