Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
Разгрузка судов в порту. 1920-е годы хоть и оставалась актуальной политически, но экономически становилась нерентабельной. Предприниматели из сопредельных стран, а за тем и других государств Европы и Азии стали высказываться в пользу урегулирования эконо мических отношений и возобновления хозяй ственного сотрудничества. 1б января 1920 года Верховный совет Антанты принял решение от менить в отношении России экономическую бло каду. Вскоре состоялись первые переговоры с за падными партнерами по линии Всероссийского центрального совета потребительских обществ, делегации которого посетили Эстонию, Данию, Швецию и Великобританию. Обсуждались в первую очередь вопросы экспорта российского сырья и золота. Уже весной 1920 года экономи ческие вопросы послужили поводом для неофи циальных переговоров в Лондоне между совет ским торговым представителем Л.Б. Красиным и британским премьером Ллойд Джорджем, а с 1921 года началось установление торговых отно шений РСФСР с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. В марте 1921 года Х съезд РКП(б) провозгла сил переход к Новой экономической политике (НЭПу) и в стране вновь пробудился интерес к Северу. Отмена государственной монополии на рыбные промыслы, освобождение от про дналога создали благоприятные условия для восстановления и развития промышленности, а прорыв дипломатической изоляции СССР и возобновление товарообмена между Россией и странами Запада привели к оживлению рабо ты Мурманского торгового порта. Поднимались 80 глава 1 СЕ В Е Р НЫ Е ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! ВОРОТА м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 ЛЕт! РОССИИ затонувшие суда, ремонтировались причалы, подъездные пути, строились склады. В этом году в городе был большой прилив населения из го лодающих губерний. 12 декабря 1921 года, приказом за № 198 Мур манского губотдела ВЧК был образован поселок Кувшинская Салма, как «пункт базирования от ряда сторожевых кораблей по охране морских границ на Севере страны». Весной 1922 году вМурманский порт переве ли один грузовой и один пассажирский пароход большой грузоподъемности, а также два буксира. В том же году в Мурманске были открыты Мур манские морские агентства Северного и Балтий ского пароходств Госторгфлота. В то время из вестный ученый-гидротехник и портостроитель В.Е. Ляхницкий произнес слова, актуальные и сейчас: «В настоящее время, когда в результате новой политической конъюнктуры Россия ли шилась ряда наиболее оживленно работавших в международном товарообмене портов, когда между Россией и Западной Европой возник ряд буферных государств... и когда, таким образом, Россия «повернулась лицом на север» — порт на этом севере с выходом на океан, совершенно сво бодным от оков льда и от иностранного полити ческого контроля, должен играть исключитель ную роль в нашем заграничном товарообмене». А вот железная дорога после переведения в 1922 году на хозрасчет вскоре оказалась не рентабельной. В связи с недостатком средств на ремонт, ее решили временно закрыть, но затем нашли другой вариант: доходы от продажи леса, заготовленного в Карельско-Мурманском крае, стали направляться на ремонт и поддержание дороги, что позволило за три года привести ее в нормальное техническое состояние. В мае 1923 года постановлением Совета Тру да и Обороны был создан Мурманский транс- портно- промышленный и колонизационный комбинат, куда вошли Мурманский торговый порт, начальником которого стал А.Ф. Минеев, железная дорога и расположенные вблизи пред приятия. Комбинат на десять лет получил в свое распоряжение огромную, прилегающую к ли нии железной дороги площадь в 3,3 млн гектаров и право использовать все природные богатства, Колонизационный участок. 1926 год начиная от вырубки леса и добычи полезных ис копаемых и заканчивая ловлей рыбы и промыс лом зверя. На вырученные от этой деятельности средства комбинат стал восстанавливать желез ную дорогу, закупать за границей оборудование, заселять край «колонистами». Были построены лесопильные, кирпичные, деревообрабатываю щие заводы. В Мурманске появилась первая го стиница. Строительство жилых домов в Мурманске на ул. Советская. 1923 год Возрождались и порты полуострова в Мур манске, Умбе и Кандалакше. В Кольский залив пошли пароходы с английским углем, египет ским хлопком, американскими тракторами и станками. Одновременно из Мурманска начали ходить караваны в устья сибирских рек. В нача- 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz