Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

Разгрузка судов в порту. 1920-е годы хоть и оставалась актуальной политически, но экономически становилась нерентабельной. Предприниматели из сопредельных стран, а за­ тем и других государств Европы и Азии стали высказываться в пользу урегулирования эконо­ мических отношений и возобновления хозяй­ ственного сотрудничества. 1б января 1920 года Верховный совет Антанты принял решение от­ менить в отношении России экономическую бло­ каду. Вскоре состоялись первые переговоры с за­ падными партнерами по линии Всероссийского центрального совета потребительских обществ, делегации которого посетили Эстонию, Данию, Швецию и Великобританию. Обсуждались в первую очередь вопросы экспорта российского сырья и золота. Уже весной 1920 года экономи­ ческие вопросы послужили поводом для неофи­ циальных переговоров в Лондоне между совет­ ским торговым представителем Л.Б. Красиным и британским премьером Ллойд Джорджем, а с 1921 года началось установление торговых отно­ шений РСФСР с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. В марте 1921 года Х съезд РКП(б) провозгла­ сил переход к Новой экономической политике (НЭПу) и в стране вновь пробудился интерес к Северу. Отмена государственной монополии на рыбные промыслы, освобождение от про­ дналога создали благоприятные условия для восстановления и развития промышленности, а прорыв дипломатической изоляции СССР и возобновление товарообмена между Россией и странами Запада привели к оживлению рабо­ ты Мурманского торгового порта. Поднимались 80 глава 1 СЕ В Е Р НЫ Е ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! ВОРОТА м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 ЛЕт! РОССИИ затонувшие суда, ремонтировались причалы, подъездные пути, строились склады. В этом году в городе был большой прилив населения из го­ лодающих губерний. 12 декабря 1921 года, приказом за № 198 Мур­ манского губотдела ВЧК был образован поселок Кувшинская Салма, как «пункт базирования от­ ряда сторожевых кораблей по охране морских границ на Севере страны». Весной 1922 году вМурманский порт переве­ ли один грузовой и один пассажирский пароход большой грузоподъемности, а также два буксира. В том же году в Мурманске были открыты Мур­ манские морские агентства Северного и Балтий­ ского пароходств Госторгфлота. В то время из­ вестный ученый-гидротехник и портостроитель В.Е. Ляхницкий произнес слова, актуальные и сейчас: «В настоящее время, когда в результате новой политической конъюнктуры Россия ли­ шилась ряда наиболее оживленно работавших в международном товарообмене портов, когда между Россией и Западной Европой возник ряд буферных государств... и когда, таким образом, Россия «повернулась лицом на север» — порт на этом севере с выходом на океан, совершенно сво­ бодным от оков льда и от иностранного полити­ ческого контроля, должен играть исключитель­ ную роль в нашем заграничном товарообмене». А вот железная дорога после переведения в 1922 году на хозрасчет вскоре оказалась не­ рентабельной. В связи с недостатком средств на ремонт, ее решили временно закрыть, но затем нашли другой вариант: доходы от продажи леса, заготовленного в Карельско-Мурманском крае, стали направляться на ремонт и поддержание дороги, что позволило за три года привести ее в нормальное техническое состояние. В мае 1923 года постановлением Совета Тру­ да и Обороны был создан Мурманский транс- портно- промышленный и колонизационный комбинат, куда вошли Мурманский торговый порт, начальником которого стал А.Ф. Минеев, железная дорога и расположенные вблизи пред­ приятия. Комбинат на десять лет получил в свое распоряжение огромную, прилегающую к ли­ нии железной дороги площадь в 3,3 млн гектаров и право использовать все природные богатства, Колонизационный участок. 1926 год начиная от вырубки леса и добычи полезных ис­ копаемых и заканчивая ловлей рыбы и промыс­ лом зверя. На вырученные от этой деятельности средства комбинат стал восстанавливать желез­ ную дорогу, закупать за границей оборудование, заселять край «колонистами». Были построены лесопильные, кирпичные, деревообрабатываю­ щие заводы. В Мурманске появилась первая го­ стиница. Строительство жилых домов в Мурманске на ул. Советская. 1923 год Возрождались и порты полуострова в Мур­ манске, Умбе и Кандалакше. В Кольский залив пошли пароходы с английским углем, египет­ ским хлопком, американскими тракторами и станками. Одновременно из Мурманска начали ходить караваны в устья сибирских рек. В нача- 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz