Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

с е в е р н ы е в о р о т а р о с с и и г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! МУРМАНСКОМУ м орском у то р го во м у п орту - ГЛАВА 1 Существенной проблемой для дальнейшего развития города и порта оказалась низкая квали­ фикация советских служащих и большая теку­ честь кадров. В торговом порту за шесть лет сме­ нилось восемь руководителей. В 1917—1918 годах начальниками порта были А.И. Кавелин, A . ^ Смирнов, А.В. Назарьев. С января 1919 по фев­ раль 1920 года этот пост занимал О.К. Шнейдер, с марта 1920 по январь 1921 года —В.К. Раффельд, с января по ноябрь 1921 года — В.М. Майер, с но­ ября 1921 по ноябрь 1922 года —М.Н. Маевский, в ноябре-декабре 1922 года И.И. Селиверстов. Вот в такой обстановке началось восстанов­ ление экономики города, прежде всего портово­ го хозяйства. Постепенно, очень медленно, запо­ лярная столица начинала меняться. Работа экскаватора на строительстве Мурманской железной дороги, конец 1920-х г. Штаб начальника морского отдела Мурманского края Выгрузка электрооборудования с германского парохода Август Леонард 1920-е г. 4 апреля 1920 года в Мурманске состоялся первый воскресник, в котором приняли участие 1200 мурманчан. Они очистили часть железнодо­ рожных путей, работали на причалах и складах в порту, отремонтировали несколько паровозов и вагонов, собрали 22 тонны металлолома. Вера Кетлинская, дочь контр-адмирала К.Ф. Кетлин­ ского, а впоследствии известная писательница, вспоминала: «На субботниках и воскресниках мы работали часто. Что мне запомнилось? Были работы по благоустройству улиц: улицы тогда были немощеные и уж конечно не асфальтиро­ ванные, по существу — грунтовые дороги дере­ венского типа с дощатыми тротуарами на двух­ трех центральных улицах, а на остальных и без Вид на траловую базу Севгосрыбтреста, 1920-е г. судов в ’азгрузка порту, 1920-е г. г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! м урм анском у м ор ском у то р го во м у порту - 100 ЛЕТ! ГЛАВА 1 всяких тротуаров. Чтобы меньше было грязи, мы копали вдоль этих дорог канавы для стока воды. Ближе к осени 1920 года мы недели три вечерами копали глубокие траншеи для прокладки первого в Мурманске водопро­ вода... Были еще субботники и воскресники по разгрузке дров». Все лето проводились работы по возрождению порта. Регулярные внешнеэкономические связи России через Мурманск начались 19 ноября 1920 год, когда в порту под выгрузку встали два норвежских судна с камен­ ным углем, закупленным для нужд страны за границей внешнеторговыми советскими организациями. Из-за отсутствия перегрузочной техники 670 мобилизованных коммунистов и комсомольцев за двое суток разгрузили суда с помощью мешков и корзин. Всего же в течение зимы мурманчане разгрузили 30 пароходов, доставивших более 70 тысяч тонн угля. Постепенно стали налаживаться международные торговые отноше­ ния. Победа в гражданской войне давала основание считать советский режим достаточно устойчивым, чтобы поддерживать с ним экономиче­ ские и торговые отношения. Идея «санитарного кордона» вокруг России с е в е р н ы е в о р о т а р о с с и и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz