Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
с е в е р н ы е в о р о т а р о с с и и ГЛАВА 1 г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! МУРМАНСКОМУ МОРСКОМУ то р го во м у п орту - 100 ЛЕТ! «Glory» высадился отряд морской пехоты чис ленностью 170 человек. На следующий день на мурманском рейде появился английский крей сер «Cochrane», затем французский крейсер «Amiral Aube», а 27 мая —американский крейсер «Olympia», с которого сошла на берег морская пехота США. Но Германия же после заключения Брестского мира требовала вывода войск союз ников с территории вышедшей из войны России. В итоге Москве пришлось объявить высадку со юзников на Севере и на Дальнем Востоке «ин тервенцией». Основными целями военного вмешатель ства иностранных держав официально стало восстановление Восточного фронта, разрушен ного большевиками, и охрана складов экспорт ного военного снаряжения в Мурманске и Ар хангельске от немцев и финнов. В июне 1918 года совместными действиями союзников и антибольшевистских сил был со вершен переворот, отделивший Мурманский край от Советской России, в июле войска интер вентов заняли всю северную часть Мурманской железной дороги, захватили Онегу, а в августе весь Мурманский край вошел в состав анти большевистской Северной области с центром в Архангельске. Население Мурманска резко со кратилось, и город был лишен статуса уездного. У правительства области появились идеи продажи городской земли и сдачи ее в аренду зарубежным компаниям. Так, в начале 1919 года известный английский путешественник, толь ко что вернувшийся из длившейся три года антарктической экспедиции, а то время пред ставитель английской миссии в Мурманске, Э. Шеклтон (Ernest Shackleton) предлагал создать Британское экспортно-импортное общество для эксплу атации природных богатств Кольского по луострова. Он просил в аренду «некоторое число участков Мур манска сроком на 99 лет, площадь в центре делового района для по стройки конторы и прочего для моего общества на арендный период 99 лет, некоторую часть по бережья не менее 800 метров длиной и 150 метров глубиною для доков и складов на арендный пе риод 99 лет». Взамен Шеклтон брал на себя обя зательство выкупить участок железной дороги Мурманск-Сорока по минимальной цене и по строить железнодорожные ветки к разведанным месторождениям сырья. Постепенно дело шло к передаче большей части городской территории в пользование европейским собственникам. В период интервенции англичанами с использованием труда пленных красноармейцев была проложена первая линия городского транспорта — узкоколейная (шириной 6 0 см) железная дорога конструкции французского ин женера Поля Дековиля (Paul DecauviHe), которую жители сразу назвали «декавилька». При ее строительстве ин тервенты не считались с нуждами и интересами города — колею прокладывали, как было удобнее, не глядя на планы градостроителей, и не оглядываясь на жителей Представитель английской миссии в Мурманске Э.шеклтон, 1918 г. 7б Интервенты. Французские солдаты в районе Мурманска. 1919 год ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: МУРМАНСКИЙ ТРАМВАЙ глава 1 СЕ В Е Р НЫ Е г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! ВОРОТА м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 ЛЕТ! РОССИИ города. Длина дороги составляла около 10 км. Она начи налась от морского порта и железной дороги, проходила по улице Воровского, затем тянулась по городу почти на пять километров до угольных причалов Зеленого мыса. Осенью 1919 года было решено сделать ответвление к Лихтерной пристани. В качестве тяги вагонеток ис пользовались британские трактора-мотовозы фирмы «simplex», работавшие на бензине. Всего было пять таких машин мощностью 2 0 л.с. сил и две — мощностью 40 л.с., которые использовались в основном зимой. К апрелю 1919-го в Мурманском крае нахо дилось около восьми тысяч интервентов, около тысячи из них располагались в самом Мурман ске. В это же время оккупационный режим уже сточился, что неизбежно привело к многочис ленным конфликтам между населением города и войсками бывших союзников. Вскоре недо вольство политикой интервентов переросло в организованное сопротивление. Осенью 1919 года, осознав бесперспективность антибольше вистской борьбы в России и под давлением вну три стран коалиции, интервенты эвакуировали свои войска с Севера. При этом край подвергся неслыханному разграблению. Оставшееся без помощи союзников анти большевистское правительство, понимавшее свою неспособность удержать контроль над всей территорией Северной области, попыталось за крепиться на Мурмане, надеясь получить по мощь Финляндии. Верховным правительством Северной области 2 февраля 1920 года была соз дана самостоятельная Мурманская губерния, но признать ее никто не успел — по всему севе ру началось наступление Красной Армии, а в Мурманске произошло вооруженное восстание местного подполья. 21 февраля 1920 года в городе была установлена власть Советов. Город же в это время являл собой печальное зрелище. В нем насчитывалось всего около двух с половиной тысяч человек. Железная дорога пришла в аварийное состояние: пути были раз рушены, мосты взорваны, не хватало паровозов и вагонов. Торговый порт, уже имевший девять причалов общей длиной более километра, не работал — флот частично был угнан за грани цу, частично затоплен в Кольском заливе, обо рудование разрушено, работники разбежались. Рыбные промыслы не развивались из-за отсут ствия судов и оборудования для лова. Многие мурманчане жили в землянках на склонах ов рагов, бараках, прямо на железнодорожных пу тях появился поселок из вагонов красного цве та — «Красная деревня». Этими вагонами были забиты все тупики. Вскоре они стали обросли пристройками и сарайчиками. Служащие суще ствовали на пайки, а деньги при этом считались миллиардами. Городской центр в Мурманске отсутствовал: любая улица, где были какие-либо учреждения, могла претендовать на статус центральной. Под баню приспособили железнодорожный вагон у водокачки. Из нее и водопровода длиной в ки лометр, протянутого в 1917 году от Варничного ручья, состояло все городское коммунальное хо зяйство. Город был лишен централизованного водоснабжения: воду привозили из Колы в ци стернах (водопровод появится лишь в 1929 году). В документах того времени отмечалось, что город, «возникший в военное время, до сих пор представляет из себя лагерь. Слово «дом» не су ществует в обиходной речи мурманчанина, а есть слово «барак». На улицах то и дело слышались такие диалоги: «Где губвоенкомат?» — «В вось мом бараке». Военный госпиталь помещался в бараке № 2, дивизион ГПУ — в бараке № 90». Австрийские военнопленные, привлеченные на строительство Мурманской железной дороги, у барака. 1915 г. 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz