Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

с е в е р н ы е в о р о т а р о с с и и ГЛАВА 1 г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! МУРМАНСКОМУ МОРСКОМУ то р го во м у п орту - 100 ЛЕТ! «Glory» высадился отряд морской пехоты чис­ ленностью 170 человек. На следующий день на мурманском рейде появился английский крей­ сер «Cochrane», затем французский крейсер «Amiral Aube», а 27 мая —американский крейсер «Olympia», с которого сошла на берег морская пехота США. Но Германия же после заключения Брестского мира требовала вывода войск союз­ ников с территории вышедшей из войны России. В итоге Москве пришлось объявить высадку со­ юзников на Севере и на Дальнем Востоке «ин­ тервенцией». Основными целями военного вмешатель­ ства иностранных держав официально стало восстановление Восточного фронта, разрушен­ ного большевиками, и охрана складов экспорт­ ного военного снаряжения в Мурманске и Ар­ хангельске от немцев и финнов. В июне 1918 года совместными действиями союзников и антибольшевистских сил был со­ вершен переворот, отделивший Мурманский край от Советской России, в июле войска интер­ вентов заняли всю северную часть Мурманской железной дороги, захватили Онегу, а в августе весь Мурманский край вошел в состав анти­ большевистской Северной области с центром в Архангельске. Население Мурманска резко со­ кратилось, и город был лишен статуса уездного. У правительства области появились идеи продажи городской земли и сдачи ее в аренду зарубежным компаниям. Так, в начале 1919 года известный английский путешественник, толь­ ко что вернувшийся из длившейся три года антарктической экспедиции, а то время пред­ ставитель английской миссии в Мурманске, Э. Шеклтон (Ernest Shackleton) предлагал создать Британское экспортно-импортное общество для эксплу­ атации природных богатств Кольского по­ луострова. Он просил в аренду «некоторое число участков Мур­ манска сроком на 99 лет, площадь в центре делового района для по­ стройки конторы и прочего для моего общества на арендный период 99 лет, некоторую часть по­ бережья не менее 800 метров длиной и 150 метров глубиною для доков и складов на арендный пе­ риод 99 лет». Взамен Шеклтон брал на себя обя­ зательство выкупить участок железной дороги Мурманск-Сорока по минимальной цене и по­ строить железнодорожные ветки к разведанным месторождениям сырья. Постепенно дело шло к передаче большей части городской территории в пользование европейским собственникам. В период интервенции англичанами с использованием труда пленных красноармейцев была проложена первая линия городского транспорта — узкоколейная (шириной 6 0 см) железная дорога конструкции французского ин­ женера Поля Дековиля (Paul DecauviHe), которую жители сразу назвали «декавилька». При ее строительстве ин­ тервенты не считались с нуждами и интересами города — колею прокладывали, как было удобнее, не глядя на планы градостроителей, и не оглядываясь на жителей Представитель английской миссии в Мурманске Э.шеклтон, 1918 г. 7б Интервенты. Французские солдаты в районе Мурманска. 1919 год ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: МУРМАНСКИЙ ТРАМВАЙ глава 1 СЕ В Е Р НЫ Е г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! ВОРОТА м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 ЛЕТ! РОССИИ города. Длина дороги составляла около 10 км. Она начи­ налась от морского порта и железной дороги, проходила по улице Воровского, затем тянулась по городу почти на пять километров до угольных причалов Зеленого мыса. Осенью 1919 года было решено сделать ответвление к Лихтерной пристани. В качестве тяги вагонеток ис­ пользовались британские трактора-мотовозы фирмы «simplex», работавшие на бензине. Всего было пять таких машин мощностью 2 0 л.с. сил и две — мощностью 40 л.с., которые использовались в основном зимой. К апрелю 1919-го в Мурманском крае нахо­ дилось около восьми тысяч интервентов, около тысячи из них располагались в самом Мурман­ ске. В это же время оккупационный режим уже­ сточился, что неизбежно привело к многочис­ ленным конфликтам между населением города и войсками бывших союзников. Вскоре недо­ вольство политикой интервентов переросло в организованное сопротивление. Осенью 1919 года, осознав бесперспективность антибольше­ вистской борьбы в России и под давлением вну­ три стран коалиции, интервенты эвакуировали свои войска с Севера. При этом край подвергся неслыханному разграблению. Оставшееся без помощи союзников анти­ большевистское правительство, понимавшее свою неспособность удержать контроль над всей территорией Северной области, попыталось за­ крепиться на Мурмане, надеясь получить по­ мощь Финляндии. Верховным правительством Северной области 2 февраля 1920 года была соз­ дана самостоятельная Мурманская губерния, но признать ее никто не успел — по всему севе­ ру началось наступление Красной Армии, а в Мурманске произошло вооруженное восстание местного подполья. 21 февраля 1920 года в городе была установлена власть Советов. Город же в это время являл собой печальное зрелище. В нем насчитывалось всего около двух с половиной тысяч человек. Железная дорога пришла в аварийное состояние: пути были раз­ рушены, мосты взорваны, не хватало паровозов и вагонов. Торговый порт, уже имевший девять причалов общей длиной более километра, не работал — флот частично был угнан за грани­ цу, частично затоплен в Кольском заливе, обо­ рудование разрушено, работники разбежались. Рыбные промыслы не развивались из-за отсут­ ствия судов и оборудования для лова. Многие мурманчане жили в землянках на склонах ов­ рагов, бараках, прямо на железнодорожных пу­ тях появился поселок из вагонов красного цве­ та — «Красная деревня». Этими вагонами были забиты все тупики. Вскоре они стали обросли пристройками и сарайчиками. Служащие суще­ ствовали на пайки, а деньги при этом считались миллиардами. Городской центр в Мурманске отсутствовал: любая улица, где были какие-либо учреждения, могла претендовать на статус центральной. Под баню приспособили железнодорожный вагон у водокачки. Из нее и водопровода длиной в ки­ лометр, протянутого в 1917 году от Варничного ручья, состояло все городское коммунальное хо­ зяйство. Город был лишен централизованного водоснабжения: воду привозили из Колы в ци­ стернах (водопровод появится лишь в 1929 году). В документах того времени отмечалось, что город, «возникший в военное время, до сих пор представляет из себя лагерь. Слово «дом» не су­ ществует в обиходной речи мурманчанина, а есть слово «барак». На улицах то и дело слышались такие диалоги: «Где губвоенкомат?» — «В вось­ мом бараке». Военный госпиталь помещался в бараке № 2, дивизион ГПУ — в бараке № 90». Австрийские военнопленные, привлеченные на строительство Мурманской железной дороги, у барака. 1915 г. 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz