Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

с е в е р н ы е в о р о т а р о с с и и ГЛАВА 1 г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! м урм анском у морскому то р го во м у порту - иску компромисса с ней. 17 июня 1917 года, в Мур­ манск пришел крейсер «Аскольд», вошедший в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Его командир К.Ф. Кетлинский после присвое­ ния звания контр-адмирала был назначен Вре­ менным правительством главным начальником Мурманского укрепленного района с самыми широкими полномочиями «коменданта крепо­ сти, находящейся на осадном положении». Ему удалось не только наладить контакт с Мурман­ ским Советом и другими демократическими ор­ ганизациями, но и продолжить сотрудничество после перехода власти к большевикам в октябре 1917 года. В должности Гланамура Кетлинский сумел многое сделать для обороны и развития края. Он смог даже обеспечить бесперебойную работу Мурманского порта, куда продолжали поступать военные грузы для Русской армии из Англии и Франции. ВЕТРЫ РЕВОЛЮЦИИ Р еволюция внесла свои коррективы в планы развития северных территорий. Когда вечером 1 марта 1917 года на Мур­ ман пришла весть об отречении импе­ ратора Николая II —в городе состоялся трехтысячный митинг, а 8 марта был образован местный Совет рабочих и солдатских депутатов. 26 марта (8 апреля по нов. ст.) военный и морской министр Временного правительства А.И. Гучков своим распоряжением переименовал Романов- на-Мурмане в Мурманск. 1 (14) апреля 1917 года это распоряжение было доведено до сведения Временного правительства, которое назначило уездным комиссаром бывшего чиновника по крестьянским делам А.А. Мухина. В городе стали возникать судовые, портовые, станционные комитеты и профессиональные со­ юзы, потребительские общества, всевозможные комиссии, выборные суды, группы охраны обще­ ственного порядка. Вместе с тем была сохране­ на власть военного командования — Главного начальника Мурманского укрепленного района и мурманским отрядом судов (Главнамур), кото­ рый в августе был разделен на граж­ данскую и военную секции — Центро- мур. Впрочем, по­ скольку экономи­ ческое положение Мурмана было зна­ чительно лучше других регионов России благодаря поставкам от союз­ ников продоволь­ ствия и топлива, новые организации не ставили задачу борьбы с властью, а были склонны к по- V / - . f Ji i 1 ii it j’ v' i,i h ‘ .I- ■■ VJV l b ! я ■: : f . i -U r u i o : U v' - . V / , . n .■ . Л : - r < * >: : ■ 1 0 i v г о т i i o j j : / 1 ' t n y J ’ ^ r | A> t ? 27b frfifAjutw n o EW?p<>mioMy m i i ! г chtJ i МУРЫА НС . V i J k * }L - r m r , ____ . t IwlBJ kriffu i " . э]'г ?ыому мн-Ь ргй он у , ч т о г’о р о д ъ Р о к а а о и ъ буяетъ t г 4 * ‘J e 1ю г*: t о и о д A mj t ^ М а г Л> СПРАВКА: }ГШ няЪ ви\ адьотвуш ‘арй гоп * А р х а н г е л ь с к о м *: врдЛрйъ ро^|4к ои ъ . - 1 5- г о а п р е л я 1917 г о д а . Встреча лесовоза «Крестьянин» после первого рейса из Ленинграда, 1928 г. К концу 1917 года в районе Семеновых остро­ вов соорудили причальную линию на пять паро­ ходов длиной почти 400 метров, оборудованную портальными кранами и складами. Два глубоко­ водных пирса могли принимать океанские суда. Действовали лихтерная и ряжевая пристани, на которые было выгружено почти пятая часть всех привезенных в тот тяжелый год в Россию грузов. Мурманский порт, 1928-1930 гг. с е в е р н ы е в о р о т а р о с с и и 7 0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz