Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

Разгрузка промыслового мотобота в порту. Мурманск. 1920-е гг. от центра должны были быть запроектированы кварталы домов чиновников, купцов и наиболее состоятельных горожан, а жилища рабочих вы­ носились на окраину. Однако несмотря на про­ работанный проект практически никакие рабо­ ты по созданию города не проводились. Позже появился другой план, составлен­ ный инженером Б.В. Сабанеевым. Он учел ре­ льеф местности в этой части Кольского залива, представлявший собой три естественные тер­ расы, обращенные в сторону залива. На первой террасе планировалось разместить портовые сооружения, причалы, доки, вокзалы, склады и пакгаузы, на второй и третьей —возвести жилые дома и конторы. С юга район застройки оканчи­ вался Варничным ручьем, с севера — сопкой и Семеновским озером. На проекте город имел чет­ кую планировку проспектов, улиц, площадей и скверов, предполагалось, построить семнадцать улиц: три — параллельно железной дороге, две — перпендикулярно ей, две — у подножия тре­ тьей террасы. Еще десять расходились веером от центра. Многие улицы получили имена членов монаршей семьи: Ольгинская, Михайловская, Татьянинская, Анастасийская, Николаевский проспект. Были улицы Подгорная, Владимир­ ская, Торговая, Архиерейская, Банковская, Зем­ ледельческая, Инженерная, Солдатская, Дум­ ская, Садовая, Морская. Вдоль железной дороги шел Путейский проспект. Однако и этому проекту не суждено было реализоваться: город продолжал развиваться стихийно. Близ порта и железнодорожной стан­ ции в беспорядке стояли разнотипные строения —бараки, казармы, избы, землянки, будки, сараи. Так поселок Портостройка основали землекопы, 66 Разгрузка промыслового мотобота в порту. Мурманск. 1920-е гг. енных кораблей возник поселок Базстройка. На склонах Зеленого мыса образовалась портовая «Нахаловка» — ночлежки и кабаки. Китайские и корейские рабочие жили в «Шанхае»... Население нового города было неодно­ родным по своему составу. Рядом жили воен­ нослужащие и военнопленные, приехавшие на заработки рабочие и романтики, искатели при­ ключений. Строили будущую столицу Заполя­ рья русские, финны, китайцы, татары, австрий­ цы, немцы и люди других национальностей. Численность населения постоянно менялась и в некоторые периоды достигала 15 тысяч человек (тогда как в Коле и Александровске проживало не более тысячи). Отсутствие жилья, продоволь­ ствия, тяжелые условия труда и быта, суровый климат обостряли социальную и политическую ситуацию в городе. плотники и закоперщики. Выше и восточнее порта в поселке Железнодорожный жили стро­ ители железной дороги. В районе размещения флотских подразделений и баз снабжения во­ Район бывшего поселка «Шанхай», 1920-1930 гг.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz