Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
Разгрузка промыслового мотобота в порту. Мурманск. 1920-е гг. от центра должны были быть запроектированы кварталы домов чиновников, купцов и наиболее состоятельных горожан, а жилища рабочих вы носились на окраину. Однако несмотря на про работанный проект практически никакие рабо ты по созданию города не проводились. Позже появился другой план, составлен ный инженером Б.В. Сабанеевым. Он учел ре льеф местности в этой части Кольского залива, представлявший собой три естественные тер расы, обращенные в сторону залива. На первой террасе планировалось разместить портовые сооружения, причалы, доки, вокзалы, склады и пакгаузы, на второй и третьей —возвести жилые дома и конторы. С юга район застройки оканчи вался Варничным ручьем, с севера — сопкой и Семеновским озером. На проекте город имел чет кую планировку проспектов, улиц, площадей и скверов, предполагалось, построить семнадцать улиц: три — параллельно железной дороге, две — перпендикулярно ей, две — у подножия тре тьей террасы. Еще десять расходились веером от центра. Многие улицы получили имена членов монаршей семьи: Ольгинская, Михайловская, Татьянинская, Анастасийская, Николаевский проспект. Были улицы Подгорная, Владимир ская, Торговая, Архиерейская, Банковская, Зем ледельческая, Инженерная, Солдатская, Дум ская, Садовая, Морская. Вдоль железной дороги шел Путейский проспект. Однако и этому проекту не суждено было реализоваться: город продолжал развиваться стихийно. Близ порта и железнодорожной стан ции в беспорядке стояли разнотипные строения —бараки, казармы, избы, землянки, будки, сараи. Так поселок Портостройка основали землекопы, 66 Разгрузка промыслового мотобота в порту. Мурманск. 1920-е гг. енных кораблей возник поселок Базстройка. На склонах Зеленого мыса образовалась портовая «Нахаловка» — ночлежки и кабаки. Китайские и корейские рабочие жили в «Шанхае»... Население нового города было неодно родным по своему составу. Рядом жили воен нослужащие и военнопленные, приехавшие на заработки рабочие и романтики, искатели при ключений. Строили будущую столицу Заполя рья русские, финны, китайцы, татары, австрий цы, немцы и люди других национальностей. Численность населения постоянно менялась и в некоторые периоды достигала 15 тысяч человек (тогда как в Коле и Александровске проживало не более тысячи). Отсутствие жилья, продоволь ствия, тяжелые условия труда и быта, суровый климат обостряли социальную и политическую ситуацию в городе. плотники и закоперщики. Выше и восточнее порта в поселке Железнодорожный жили стро ители железной дороги. В районе размещения флотских подразделений и баз снабжения во Район бывшего поселка «Шанхай», 1920-1930 гг.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz