Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
1917-1918. Кольск-залив в порту Мурманск грузоподъемностью 45 т. Но переработать такой объем грузов порт в то время не мог. Грузчиков работало менее 400 человек, хотя числилось по списку была значительно больше. На строитель стве порта также работали всего 100 человек — в городе свирепствовала цинга. Поэтому как при стани, так и прилегающий к ним район были завалены грузом, который только частично был сложен в штабели и прикрыт брезентом. Отсут ствовала специальная пристань для выгрузки взрывчатых веществ. В военное время это было очень рискован но — пребывание большого количества случай ных людей, пленных иностранных военных и торговых представителей — создавало возмож ность для шпионской и диверсионной деятель ности. По данным русских контрразведчиков, немцы формировали группы агентов, которых направляли в Архангельск и на Мурман. На Кольском полуострове им следовало «всячески препятствовать» постройке Мурманской желез ной дороги и порта, для чего «устраивать заба стовки рабочих и, в крайнем случае, портить ме ханические материалы». Вполне возможно, что именно из-за таких диверсантов в феврале 1917 года от пожара, возникнувшего по невыяснен ным причинам, в Мурманском порту пострадал иностранный пароход. В результате Февраль ской революции произошла замена руководства буквально на всех уровнях. Ликвидация жан дармского управления и роспуск полиции ввел сумятицу в Мурманске, куда прибывало боль шое количество иностранных граждан. При этом понимание военной опасности заставляло местные власти и после заключения Совнар комом перемирия, а затем Брест-Литовского мира сохранять систему военного управления и контрразведывательные органы. 64 глава 1 СЕ В Е Р НЫ Е ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! ВОРОТА м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 ЛЕТ! РОССИИ Но несмотря на трудности военного време ни, на конец февраля 1917 года в порту продол жали действовать три причала, позволявшие теоретически выгружать в сутки до 1000 тонн, из них около 300 тонн с причала (фактически с них выгружали не более 400 тонн в сутки). К 1 марта готовили к сдаче четвертый причал, а для размещения и обслуживания боевых кораблей в Кольском заливе рядом с торговым портом (на месте современного рыбного порта) спешно сооружалась временная военно-морская база — пристань, казармы, склады, радиостанция, ма стерские, лазарет, электростанция и т.п. Военные моряки стали играть заметную роль в жизни города и порта. Должности спе циалистов заняли флотские механики, мото ристы, электрики. Устаревшие боевые корабли, стоявшие на мурманском рейде, превратились в плавучие казармы, а нижние военные чины ис пользовались на разгрузке судов, компенсируя нехватку рабочих рук. Именно благодаря введе нию в районе морского порта военного положе ния и привлечения команды военных моряков удалось в то время разгрузить забитый из-за не хватки вагонов и низкой пропускной способно сти дороги морской порт. Но на железную до рогу в тот год можно было рассчитывать только до мая, так как значительные участки пути были уложены на замерзшую почву без балласта и их с потеплением наверняка бы повело. Поэтому транспортировка грузов занимала длительное время с гужевой перевалкой на ремонтируемых участках. В 1916-м в Романов-на-Мурмане для состав ления проекта планировки будущего города прибыл выпускник Академии художеств архи тектора П.Ф. Алешин, который привлек к работе профессора Петербургского института инжене ров путей сообщения Г.Д. Дубелира. За корот кий период ими был составлен проект города площадью около 1200 га, на местности разбиты главные улицы, проработаны детали планиров ки городских районов, намечены линии трам вая, проработаны проекты застройки усадеб. В центральной части Мурманска предполагалось возвести административные здания и тот самый собор Св. Николая Мирликийского. По радиусу Видна Мурманск и порт с горы Горелой, 1916-1918 гг. Строительство причалов торгового порта в урочище Семеновское в южном колене Кольского залива (Мурманск), 1915 г. Строительство первой свайно-эстакадной пристани в порту 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz