Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

1917-1918. Кольск-залив в порту Мурманск грузоподъемностью 45 т. Но переработать такой объем грузов порт в то время не мог. Грузчиков работало менее 400 человек, хотя числилось по списку была значительно больше. На строитель­ стве порта также работали всего 100 человек — в городе свирепствовала цинга. Поэтому как при­ стани, так и прилегающий к ним район были завалены грузом, который только частично был сложен в штабели и прикрыт брезентом. Отсут­ ствовала специальная пристань для выгрузки взрывчатых веществ. В военное время это было очень рискован­ но — пребывание большого количества случай­ ных людей, пленных иностранных военных и торговых представителей — создавало возмож­ ность для шпионской и диверсионной деятель­ ности. По данным русских контрразведчиков, немцы формировали группы агентов, которых направляли в Архангельск и на Мурман. На Кольском полуострове им следовало «всячески препятствовать» постройке Мурманской желез­ ной дороги и порта, для чего «устраивать заба­ стовки рабочих и, в крайнем случае, портить ме­ ханические материалы». Вполне возможно, что именно из-за таких диверсантов в феврале 1917 года от пожара, возникнувшего по невыяснен­ ным причинам, в Мурманском порту пострадал иностранный пароход. В результате Февраль­ ской революции произошла замена руководства буквально на всех уровнях. Ликвидация жан­ дармского управления и роспуск полиции ввел сумятицу в Мурманске, куда прибывало боль­ шое количество иностранных граждан. При этом понимание военной опасности заставляло местные власти и после заключения Совнар­ комом перемирия, а затем Брест-Литовского мира сохранять систему военного управления и контрразведывательные органы. 64 глава 1 СЕ В Е Р НЫ Е ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! ВОРОТА м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 ЛЕТ! РОССИИ Но несмотря на трудности военного време­ ни, на конец февраля 1917 года в порту продол­ жали действовать три причала, позволявшие теоретически выгружать в сутки до 1000 тонн, из них около 300 тонн с причала (фактически с них выгружали не более 400 тонн в сутки). К 1 марта готовили к сдаче четвертый причал, а для размещения и обслуживания боевых кораблей в Кольском заливе рядом с торговым портом (на месте современного рыбного порта) спешно сооружалась временная военно-морская база — пристань, казармы, склады, радиостанция, ма­ стерские, лазарет, электростанция и т.п. Военные моряки стали играть заметную роль в жизни города и порта. Должности спе­ циалистов заняли флотские механики, мото­ ристы, электрики. Устаревшие боевые корабли, стоявшие на мурманском рейде, превратились в плавучие казармы, а нижние военные чины ис­ пользовались на разгрузке судов, компенсируя нехватку рабочих рук. Именно благодаря введе­ нию в районе морского порта военного положе­ ния и привлечения команды военных моряков удалось в то время разгрузить забитый из-за не­ хватки вагонов и низкой пропускной способно­ сти дороги морской порт. Но на железную до­ рогу в тот год можно было рассчитывать только до мая, так как значительные участки пути были уложены на замерзшую почву без балласта и их с потеплением наверняка бы повело. Поэтому транспортировка грузов занимала длительное время с гужевой перевалкой на ремонтируемых участках. В 1916-м в Романов-на-Мурмане для состав­ ления проекта планировки будущего города прибыл выпускник Академии художеств архи­ тектора П.Ф. Алешин, который привлек к работе профессора Петербургского института инжене­ ров путей сообщения Г.Д. Дубелира. За корот­ кий период ими был составлен проект города площадью около 1200 га, на местности разбиты главные улицы, проработаны детали планиров­ ки городских районов, намечены линии трам­ вая, проработаны проекты застройки усадеб. В центральной части Мурманска предполагалось возвести административные здания и тот самый собор Св. Николая Мирликийского. По радиусу Видна Мурманск и порт с горы Горелой, 1916-1918 гг. Строительство причалов торгового порта в урочище Семеновское в южном колене Кольского залива (Мурманск), 1915 г. Строительство первой свайно-эстакадной пристани в порту 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz