Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

с е в е р н ы е в о р о т а р о с с и и ГЛАВА 1 г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! м урм анском у м о р ско м уто р го во м у п орту - Изыскательский бот «Свобода». 1915 г. Наливайко георгий Яковлевич, (1891-1973). Инженер- портостроитель, начальник управления северных портовых изысканий. Участник изыскательских работ по строительству Мурманского, Архангельского, Херсонского и Николаевского портов. Начальник управления Северных портовых изысканий 1921-1957 гг. ВТОРОЕ«ОКНО ВЕВРОПУ» К З ноября 1916 года укладка сквозного рельсового пути от Петрозаводска до Северного Ледовитого океана была закончена. В этот день в 573 верстах севернее Петрозаводска, между стан­ цией Боярская и разъездом Амбарный встрети­ лись два отряда укладчиков железнодорожного полотна. Командированный императором гене­ рал-майор князь А.И. Багратион-Мухранский забил последний костыль на смычке сплошно­ го рельсового пути Петрозаводск-Романов-на- Мурмане, после чего смог вернуться в Петроград беспересадочным путем по новой дороге за че­ тыре дня и доложил царю: «...Неутолимой энер­ гией строителя дороги Горячковского русские инженеры и рабочие среди безмолвия северных пустынь выполнили повеление его величества России — выход к свободному морю. Проложи­ ли сплошной 1000- верстный рельсовый путь от Петрозаводска до порта Романова на незамер­ зающем мурманском берегу Северного океана, с небывалой в летописях железнодорожного строительства скоростью работая над сооруже­ нием этой самой северной на всем шаре дороги, в условиях труда, доселе не испытанных, пре­ одолеть которые могли только русские люди, движимые в этом краю долгой полярной ночи горячей любовью к Родине, безграничным жела­ нием помочь нашей доблестной армии, беззавет- уаМЗуелМаымка ной преданностью своему царю. Счастлив пора- мысом.1917 г r J T -p. J г *■ За теодолитом довать Вас, государь, и Россию, что сего 3 ноября, Наливайко гя. в 12 часов дня на 573 -й версте от Петрозаводска мною сомкнута линия великого северного пути, выводящая Россию на искони русские земли, на простор свободного океана...» ГЛАВА 1 г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! м урм анском у м орскому то р го во м у порту - 100 ЛЕТ! с е в е р н ы е в о р о т а р о с с и и Несмотря на то, что около 40% работ, пола­ гавшихся по первоначальному проекту, не были выполнены, 15 ноября (28 ноября по нов. ст.) Мурманская железная дорога протяженностью 1451 км была сдана во временную эксплуатацию. Пропускная способность дороги тогда составля­ ла всего 60-90 вагонов в сутки, а скорость движе­ ния поездов не превышала 12 верст в час. И все же грузы из Кольского залива напрямую пошли в центр России. С декабря 1916 года по май 1917 года грузооборот Мурманска достиг 70 тысяч тонн. Так на отдаленных рубежах державы по­ явился новый транспортный узел, призванный стать стратегическим Северным форпостом Рос­ сии, а на карте России — новый город — послед­ ний по времени образования в Российской им­ перии. Вскоре он стал центром экономической и общественно-политической жизни на Кольском полуострове и военно-морской базой России. Появились перспективы дальнейшего заселе­ ния и освоения Кольского Севера. К концу 1916 года через порт прошли 1016 тысяч тонн грузов, у причалов могли разгру­ жаться уже семь судов, имелись три подъем­ ных «катучих» (это название использовалось до 1940-х годов) крана и один плавучий кран Вид на город и порт с Зелёного мыса, 1920-е г. 62 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz