Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
с е в е р н ы е в о р о т а р о с с и и ГЛАВА 1 г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! м урм анском у м о р ско м уто р го во м у п орту - Изыскательский бот «Свобода». 1915 г. Наливайко георгий Яковлевич, (1891-1973). Инженер- портостроитель, начальник управления северных портовых изысканий. Участник изыскательских работ по строительству Мурманского, Архангельского, Херсонского и Николаевского портов. Начальник управления Северных портовых изысканий 1921-1957 гг. ВТОРОЕ«ОКНО ВЕВРОПУ» К З ноября 1916 года укладка сквозного рельсового пути от Петрозаводска до Северного Ледовитого океана была закончена. В этот день в 573 верстах севернее Петрозаводска, между стан цией Боярская и разъездом Амбарный встрети лись два отряда укладчиков железнодорожного полотна. Командированный императором гене рал-майор князь А.И. Багратион-Мухранский забил последний костыль на смычке сплошно го рельсового пути Петрозаводск-Романов-на- Мурмане, после чего смог вернуться в Петроград беспересадочным путем по новой дороге за че тыре дня и доложил царю: «...Неутолимой энер гией строителя дороги Горячковского русские инженеры и рабочие среди безмолвия северных пустынь выполнили повеление его величества России — выход к свободному морю. Проложи ли сплошной 1000- верстный рельсовый путь от Петрозаводска до порта Романова на незамер зающем мурманском берегу Северного океана, с небывалой в летописях железнодорожного строительства скоростью работая над сооруже нием этой самой северной на всем шаре дороги, в условиях труда, доселе не испытанных, пре одолеть которые могли только русские люди, движимые в этом краю долгой полярной ночи горячей любовью к Родине, безграничным жела нием помочь нашей доблестной армии, беззавет- уаМЗуелМаымка ной преданностью своему царю. Счастлив пора- мысом.1917 г r J T -p. J г *■ За теодолитом довать Вас, государь, и Россию, что сего 3 ноября, Наливайко гя. в 12 часов дня на 573 -й версте от Петрозаводска мною сомкнута линия великого северного пути, выводящая Россию на искони русские земли, на простор свободного океана...» ГЛАВА 1 г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! м урм анском у м орскому то р го во м у порту - 100 ЛЕТ! с е в е р н ы е в о р о т а р о с с и и Несмотря на то, что около 40% работ, пола гавшихся по первоначальному проекту, не были выполнены, 15 ноября (28 ноября по нов. ст.) Мурманская железная дорога протяженностью 1451 км была сдана во временную эксплуатацию. Пропускная способность дороги тогда составля ла всего 60-90 вагонов в сутки, а скорость движе ния поездов не превышала 12 верст в час. И все же грузы из Кольского залива напрямую пошли в центр России. С декабря 1916 года по май 1917 года грузооборот Мурманска достиг 70 тысяч тонн. Так на отдаленных рубежах державы по явился новый транспортный узел, призванный стать стратегическим Северным форпостом Рос сии, а на карте России — новый город — послед ний по времени образования в Российской им перии. Вскоре он стал центром экономической и общественно-политической жизни на Кольском полуострове и военно-морской базой России. Появились перспективы дальнейшего заселе ния и освоения Кольского Севера. К концу 1916 года через порт прошли 1016 тысяч тонн грузов, у причалов могли разгру жаться уже семь судов, имелись три подъем ных «катучих» (это название использовалось до 1940-х годов) крана и один плавучий кран Вид на город и порт с Зелёного мыса, 1920-е г. 62 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz