Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

берегу залива, за городской чертой, по направ­ лению к океану, намечено предоставить места для устройства рыбокоптильных, консервных и иных, связанных с рыбным промыслом, заводов, проведя к ним впоследствии и рельсовый путь». Адмирал Григорович состояние дел в Романове-на-Мурмане в своих мемуарах опи­ сывал более сдержанно: «Министр путей со­ общения по высочайшему повелению заложили церковь и тем самым основали город Романов — конечный пункт Мурманской железной дороги, после чего мне предложили подписать теле­ грамму на имя государя об открытии железнодо­ рожного пути. Я отказался, т.к. дорога была да­ леко не закончена и для эксплуатации не готова. Это был только рабочий путь, многого еще недо­ ставало, например, вода на паровозы подавалась ведрами вручную, все станционные строения но­ сили временный характер и т.п. Положение рабочих — военнопленных и особенно китайцев —было очень плохим, послед­ ние были почти голые и истощенные голодом». С Е В Е РНЫ Е ВОРОТА РОССИИ глава 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! МУРМАНСКОМУ МОРСКОМУ ТОРГОВОМУ ПОРТУ - глава 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! МУРМАНСКОМУ МОРСКОМУ ТОРГОВОМУ ПОРТУ - 100 ЛЕТ! СЕ В Е Р НЫ Е ВОРОТА РОССИИ Участие двух министров в закладке города отразилось в местной топонимике. Ручей, выте­ кающий с северной стороны Семеновского озера и впадающий в залив в районе угольной базы, назвали Министерским, да и само озеро до 1920 года называли Министерским. уже заканчивается. Первая пристань для раз­ грузки судов была устроена ведомством путей сообщения; засим, Министерством Торговли и Промышленности было приступлено к ряду работ по устройству пристаней, которые обеспе­ чат к зимнему времени (когда с закрытием на­ вигации в Архангельске в Романов-на-Мурмане направится весь поток прибывающих из-за гра­ ницы грузов) возможность одновременной раз­ грузки пяти морских судов. С дальнейшим раз­ витием причалов это число будет увеличено к январю до шести и к марту — до восьми. Здесь же строятся складочные помещения и пагкаузы площадью в шесть тысяч квадратных сажен и приспособляется площадь в шесть тысяч ква­ дратных сажен для открытого хранения грузов. Угольную гавань, а также склады легковоспла­ меняющихся веществ, как то: бензина и кероси­ на предположено вынести на противоположный берег залива к существующей здесь так называ­ емой дровяной пристани, расположенной в ше­ сти верстах у Лесного завода, принадлежащего норвежцу Бергену, каковой завод предложено реквизировать для надобностей Министерства Торговли и Промышленности, приспособив его для ремонта и починки судов. Наконец, далее по Назарьев А.В. Один из первых капитанов порта, исполнял обязанности начальника порта

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz