Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

с е в е р н ы е ВОРОТА РОССИИ глава 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! МУРМАНСКОМУ МОРСКОМУ ТОРГОВОМУ ПОРТУ - 100 ЛЕТ! Условия жизни на стройке были тяжелы­ ми. Летом рабочих и пленных селили прямо под открытым небом, а зимой, несмотря на запо­ лярную стужу, в наскоро построенных бараках длиной около 25 метров, шириной —6,5 метров и высотой меньше 3 метров. От Мурманского порта зависели поставки союзников по антигерманской коалиции, поэто­ му с его строительством следовало поспешить. 19 июня 1915 года (2 июля по нов. ст.) на Варнич­ ном мысу на месте будущего порта установили первый деревянный репер и начали проводить плановые работы, а к концу июля здесь были уже готовы две временные пристани: одна — ря­ жевая* длиной 54 метра и другая — плавучая (на плотах), позволявшие принимать сразу два парохода и выгружать до 25 тысяч пудов груза в сутки. Бревна для первых причалов в виде пло­ тов доставлялись из-под Архангельска. Еще не были достроены и эти причалы, а из-за границы стали приходить пароходы с обо­ рудованием, оружием и боеприпасами. 1 сентя­ бря к пристани, ошвартовался первый пароход «Drott», доставивший из Нью-Йорка железнодо­ рожные рельсы и стрелки. Этот день, 1 сентября 1915 года, и считают днем рождения Мурманско­ го порта. В сентябре в порт доставили плавучий кран и три землечерпалки, что позволило приступить к строительству двух капитальных причалов. К концу навигации 1915 года уже было разгружено семь иностранных и четыре отечественных суд­ на. Пароход «Drott» Порт стал главной отправной точкой истории Мурманска: укрепившись на морских причалах, город, постепенно разрастаясь, уве­ ренно шагнул вглубь сопок. В декабре 1915 года началось возведение бараков и жилого дома для администрации будущего порта. Появились столовая, баня, больница, клады, портовые про­ изводственные здания. Следует отметить, что в различных документах в это время порт и посе­ ление называли «Семеновской бухтой», «Семе­ новским урочищем», просто «Семеново» и уже затем — «Мурман». Тогда здесь проживало око­ ло 7,5 тыс. человек. С наступлением зимы и замерзанием Ар­ хангельского порта Семеновская бухта осталась единственной открытой гаванью в европейской части России. Корабли союзных держав стали прибывать в Кольский залив. Но порт еще не был построен, и разгрузка проводилась очень Строительство Мурманска. 1916 г. ■ Ж J l N глава 1 СЕ В Е Р НЫ Е ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! ВОРОТА МУРМАНСКОМУ МОРСКОМУ ТОРГОВОМУ ПОРТУ - 100 ЛЕТ! РОССИИ медленно. К 23 февраля 1916 года в заливе скопи­ лось 37 коммерческих пароходов (17 английских, два французских и два американских). Мурманской железной дороги тоже не было, поэтому винтовки, снаряды и прочее воен­ ное снаряжение из Мурманского порта отправ­ лялись по сухопутному пути на оленях и лоша­ дях к Финляндской железной дороге. Для этого мобилизовали около 15 тысяч оленей, саней и розвальней. В течение зимы русская армия бла­ годаря такому оригинальному решению транс­ портной проблемы получила не менее 250 тысяч винтовок. Военный министр А.А. Поливанов уже письменно торопил нового министра путей со­ общения А.Ф. Трепова (сменившего на этом по­ сту тяжело заболевшего С.В. Рухлова): «Белое море рано замерзает ... В Архангельске навигация также закрывается в ноябре... Настоятельная не­ обходимость в окончании сплошного рельсового пути до Северного Ледовитого океана в декабре сего года», а руководитель обороны Кольского залива телеграфировал начальнику Генераль­ ного морского штаба: «В настоящее время все внимание должно быть направлено на то, чтобы скопившиеся в Кольском заливе несметные бо­ евые грузы колоссальной стоимости и значения не подверглись уничтожению. Англичане пред­ упреждают об опасности со стороны немцев». Для обороны края в 1916 году на Север были переведены военные корабли. На рейд заступи­ ли минный заградитель «Уссури» и миноносцы «Властный» и «Грозовой». Они стали первыми боевыми кораблями формировавшейся Флоти­ лии Северного Ледовитого океана. Чуть позже к ним присоединились эскадренные минонос­ цы «Капитан Юрасовский», «Лейтенант Серге­ ев», «Бесшумный» и «Бесстрашный» крейсеры «Варяг» и «Аскольд», старый линкор «Чесма», несколько тральщиков и устаревшая подводная лодка «Дельфин». По договоренности с союз­ никами на Мурмане находились также силы ан­ глийского и французского флотов. 23 апреля 1916 года строители закончили прокладку железной дороги от Кандалакшской пристани до нового порта у Семеновской бух­ ты. В мае 1916 года на первом рейсовом парохо­ де из Архангельска сюда прибыл началь­ ник строительства причальных линий Б.И. Веденеев, к тому времени уже имевший опыт управления стро­ ительными работами во Владивостокском порту. (Впоследствии он будет проектиро­ вать Волховскую и Днепровскую ГЭС, станет академиком, ла­ уреатом Государствен­ ной премии СССР, кавалером трех орденов Ле­ нина). Было создано управление Мурманских портовых изысканий. Намечалось построить четырнадцать причалов общей длиной 1600 метров. После завершения третьей, последней очереди грузооборот должен был превысить 115 миллионов пудов в год, а общая протяженность уже сорока причалов —4600 метров. Летом 1916 года на стройку прибыли новые партии военнопленных, увеличилось и чис­ ло вольнонаемных, среди которых было много казахов, китайцев, татар, армян, черкесов, даге­ станцев. Всего же к этой грандиозной стройке в Заполярье было привлечено более 170 тысяч человек — 100 тысяч рабочих из российских Веденеев Б.И., начальник строительства причальных пирсов Мурманского порта, 1916 г. Памятный знак близ Пояконды, где 03.11.1916 был забит последний костыль на смычке сплошного рельсового пути Петрозаводск - Романов-на-Мурмане. 1916 год

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz