Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
С Е В Е Р НЫ Е глава 1 ВОРОТА ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! РОССИИ м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 ЛЕТ! Император Николай ii ков для производства железнодорож ных изысканий» на участке Алексан- дровск-Кола. Им было поручено выяснить пригодность Кольского залива для порта и окончательно определить место выхода к океану Мурманской железной дороги. На все работы отводилось лишь три недели. Ведомство путей сообщения сразу приступило к изысканию трассы между Колой и Александров ском. Инженер Емельянов сделал на этом участке узкую просеку — «про рубку в мелкой березовой поросли» как обозначение будущей дороги. В начале ноября приступили к изысканиям уже по всей линии дороги, а в конце этого месяца после получения от изыскателей с мест главных технических данных начали составлять сметы. Император Николай II торопил, прислав 30 декабря 1914 года на заседание Совета Мини стров «Высочайшее повеление о скорей шем сооружении пути на Мурман». А уже 1 января 1915 года при утвержде нии Особого Журнала Совета Ми нистров об ассигновании кредита в размере 330 миллионов царских рублей на постройку железнодо рожной линии Петрозаводск-Со- рокская бухта (ныне Беломорск) император начертал: «Считаю без условно необходимым в будущем продолжение этой линии на север, до одной из лучших бухт Мурман ского побережья». Учитывая ситуацию, России предстояло совершить грандиоз ный рывок: более тысячи километров пути уло жить за полтора года. 10 февраля 1915 года состоялось решение о выделении первого кредита на строительство Мурманской железной дороги и вскоре под ру ководством лучших специалистов по всей ее Группа изыскателей перед отправкой вдальний рейс, 1915 г. По Мурманской железной дороге. 1915 г. Железная дорога между Колой и мысом Халдеев. 1917 г. 4 8 1 глава 1 СЕ В Е Р НЫ Е ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! ВОРОТА м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 ЛЕТ! РОССИИ трассе развернулись гран диозные по своим масшта бам работы. Первоначально до рогу намечалось строить до Колы, но затем было решено продлить ее еще на 11 км к северу с конеч ной станцией «Мурман» у Семеновской бухты на восточной части Кольско го залива. Ширина Коль ского залива в этом месте (около 1400 метров) и глу бина (от 14 до 40 метров) позволяла принимать здесь океанские суда. Бла годаря теплому течению Гольфстрим воды залива почти никогда не замер зали, да и образующийся в особенно суровые зимы Служащие конторы строительства Мурманской железной дороги Строится насыпь для Мурманской железной дороги 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz