Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
глава 1 СЕ В Е Р НЫ Е г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! ВОРОТА м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 ЛЕт! РОССИИ пахту, Вайду, Цып-Наволок, губу Большую Во локовую, Кольскую и западный Кильдин. Группа инженера И.А. Матвеичева — район Семеновых островов в Кольском заливе. Местность, где предстояло построить же лезную дорогу и порт, была пустынной. Только ниточка телеграфа, да почтовые станции, кото рые обслуживали обитатели здешних мест — са амы, напоминала о цивилизации. Иван Матвеи- чев так описывал здешний ландшафт: «В южном колене залива более или менее плавные склоны берегов покрыты мелким березняком и, посте пенно повышаясь, переходят в холмистое плато, одетое редким хвойным лесом. За этим возвы шенным плато, как за перевалом, следует почти всюду болотистая безлесная котловина, а по ней в нескольких местах протекают ручьи, берега ко торых густо покрыты лиственным кустарником. Далее в глубь материка, за низиной, начинается склон к береговым горам, одетый редким сосно вым лесом, постепенно к вершине пропадаю щим». Из-за этого леса мыс, на котором высади лись первопроходцы, они окрестили Зеленым. Для пристаней и портовых сооружений были определены четыре удобных места два на вос точном берегу залива и два на западном, На том месте, где теперь торговый порт, были островки, соединяющиеся во время отлива с материком. На одном из этих островов стояла рыбачья вежа, обитаемая только во время про мысла. В июне 1914 года, всего за месяц с неболь шим до начала войны, в Санкт-Петербурге было создано Управление по строительству Мурман ской железной дороги, которое возглавил инже нер В.В. Горячковский. Вступление России в августе 1914 года в во йну подтвердило самые наихудшие опасения — черноморские порты и Санкт-Петербург, кото рые в мирное время пропускали шесть седьмых всех грузов, как экспортных, так и импортных, оказались блокированы противником. А Рос сии не хватало оружия и военного снаряжения: войскам нужны были пушки, пулеметы, аэро планы, автомобили, снаряды, взрывчатка, обувь, сукно... Многое из этого выразили готовность поставлять союзные Англия, Франция и США. Но теперь эти грузы можно было получать или с Дальнего Востока по Транссибирской маги страли, или с Севера — из Архангельска, откуда военные грузы могли быть доставлены на фронт или в центральные районы страны в 3-4 раза бы стрее. Однако опыт первых же морских перевоз ок показал, что северный путь был совершенно неприспособлен для этого, а существовавшая инфраструктура Архангельска не могла спра виться с резко возросшими объемами грузообо рота. Порт мог обслужить 1-2 больших парохода в неделю, не было разгрузочных набережных, а узкоколейная железная дорога на Вологду имела низкую пропускную способность. Поэтому пра вительство России вынуждено было принять срочные меры по расширению архангельского порта и к форсированию строительства новых портов и коммуникаций на Севере. В начале октября при Управлении по соору жению железных дорог под председательством тайного советника П.Н. Думитрашко состоялось особое совещание по поводу сооружения Мур манской железной дороги, которое избрало на чальной точкой новой железной дороги к Коль скому заливу Петрозаводск. Тогда же на Мурман прибыла новая «организованная партия техни- На дрезине у Петрозаводска по Мурманской железной дороге, 1915 г.фото С.М. Прокудина- горского
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz