Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

ЛрхлнгглыЗДй O.iio ц#Й . Русско-японская война и рево люционные выступления 1905 года не позволили сразу приступить к действиям. Только в июле 1907 года из Кронштадта к мурманским берегам ушло посыльное судно «Алмаз» с правительственной комиссией. Возглавлял ее опыт­ нейший военный и государствен­ ный деятель генерал-адъютант адмирал Ф.В. Дубасов. «Адмирал отправляется на нем кругом Нор­ вегии на Мурман, —писала тогда га­ зета «Русский Голос», — где будет ре­ шаться чрезвычайно важный вопрос о постройке незамерзающего порта — преимущественно для военных це­ лей. Вопрос этот впервые вступает на практическую почву по почину комитета государственной обо­ роны. Все плавание продлиться около шести недель». «Это... шаг, — вторила газета «Голос Москвы», — о котором уже давно следовало подумать мор­ ским властям. Мурман со своими природными незамерзающими пор­ тами, со свободным океаном, лежа- Дубасов Федор Васильевич (1845-1912) — генерал-адъютант (1905), адмирал (1906) 44 глава 1 с е в е р н ы е ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! ВОРОТА м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 лет! РОССИИ Мурман. Рыбаки. Становище Рында Щртп^ЗЛвйпашй, RUHWimn Л*ц Мурман. Фактория колонистов на цып-Наволоке щий так близко к Петербургу, должен заменить для русских моряков балтийскую «лужу» и слу­ жить им суровой и образцовой школой... Русские поморы до сих пор остались прирожденными моряками; на своих легких шняках они и теперь умеют ладить с грозными опасностями неукро­ тимого холодного океана. Где же, как не у них, в их привычной обстановке, и учиться нашим мо­ рякам своему делу». Пройдя по Кольскому заливу адмирал Ф.В. Дубасов определил для базирования военно­ го флота Ваенгу (современный Североморск) и предсказал большое будущее маленькому ры­ бацкому поселению перед Колой, заявив, что рано или поздно здесь будет построен важней­ ший российский незамерзающий порт на Се­ вере. Слова адмирала стали пророческими — именно здесь теперь находится Мурманск. Доклад адмирала по итогам Северной экс­ педиции в Санкт-Петербурге был принят к све­ дению и... положен «под сукно». Основой для от­ каза в строительстве порта и железнодорожной магистрали к нему являлись экономическая неразвитость региона и недостаточные людские ресурсы, необходимые для их возведения и экс­ плуатации. Между тем сама идея создания морского порта на Мурмане продолжала обсуждаться в обществе. В 1909 году член Государственного Совета и новый министр путей сообщения С.В. Рухлов, изучив имевшиеся в его распоряжении документы по обследованию Кольского побе­ режья Баренцева моря, также пришел к выво­ ду, что порт надо строить не в Екатерининской гавани, а ближе к впадающим в Кольский залив рекам Кола и Тулома. Это позволяло снизить за­ траты на строительство как порта, так и желез­ ной дороги к нему. К этому варианту склонялся и император, но денег в казне было мало, и про­ ект Рухлова тоже стали откладывать на потом. Только в 1912 году на Мурман пришла пер­ вая изыскательская партия. На месте она была разбита на две группы. Инженер А.П. Пальчев- ский возглавлял ту, которая обследовала Под- 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz