Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

С Е В Е Р НЫ Е глава 1 ВОРОТА ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! РОССИИ м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 ЛЕТ! благодаря которому промышленники уже с бу­ дущего года получат возможность извещаться своевременно о появлении рыбы в различных пунктах побережья». Старания и радения Витте и других даль­ новидных государственных деятелей страны не пропали даром. Уже в 1895 году приступили к строительству первых телеграфных линий на Мурмане. За три года были построены линии Кемь-Кандалакша-Кола, участок Кола-Екате- рининская гавань и телеграф на Мурманском побережье до границы с Норвегией на западе и до становища Гаврилово на востоке. А в 1896 году Государственный совет одобрил предложения Витте по строительству в Екатерининской гава­ ни пусть не военного, но хотя бы коммерческого порта, куда могли бы заходить и военные крейсе­ ры, способные защитить заполярные территори­ альные воды России от вторжения иностранных промысловых судов. В июле 1899 года на входе в Кольский за­ лив в Екатерининской гавани состоялось тор­ жественное открытие коммерческого и военного порта Александровск, получившего свое назва­ ние в память о скончавшемся императоре Алек­ сандре III —ныне это военно-морская база город Полярный. Но руководитель изучения морских промыслов в Белом и Баренцевом морях в сере­ дине 1910-х годов, зоолог и краевед А.А. Жилин- ский в своей работе «К вопросу о порте на Мур­ мане» уже в то время отмечал: «Что же касается вопроса о пригодности Екатерининской гавани для устройства здесь вообще большого торго­ вого порта, то гавань эта не отвечает одному из элементарных требований, какие предъявляют­ ся к порту: тесная, неудобная, с ограниченной якорной стоянкой для судов, с ничтожной при­ чальной линией, где вряд ли могут ошвартовать­ ся более 2-х пароходов в линию, открытая для сильного NW ветра, волнение при котором на- L E P O R T C > T H E R IN 1 <! C T E T T ttfS tJL E K O L A ). 9002. Екатерининская гавань. Екатерининская гавань 4 2 ШСАТВ Р ИН И II€ КА Я rA 'FAH t и городъ A. up кг ян т,ран скъ . __ ::0 ( т р д а ь к > . , - 1 'г!' Ч *' лкьтлндмлн 'къ lrtт-Hit14** ■ M acuitu A i , I 26.000 столько серьезно для судов, что не только парус­ ные суда, но даже большие пароходы дрейфуют с якорями с рейда, нажимая на берег, на скалы. Были случаи, когда суда терпели большие ава­ рии, например, авария экспедиционного парохо­ да «Андрей Первозванный», который набросило на берег, и в результате, в виду серьезной аварии, его пришлось увести в док в Норвегию... Парохо­ дам трудно развертываться: тесно. Да и не может же, в самом деле, площадь гавани измеряться тем, что во время открытия Александровска на рейде свободно стояло шесть-семь пароходов? сспедиционный пароход глава 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! м урм анском у м орскому торговому порту - 100 ЛЕТ! СЕ В Е Р НЫ Е ВОРОТА РОССИИ Екатерининская гавань и город Александровск, 1900-е годы Но ведь речь идет о создании большого тор­ гового порта, где не единицы, не десятки, а сотни судов будут сосредоточиваться». Получалось, что в начале ХХ века Россия по-прежнему располагала всего лишь двумя портами на северо-западе, через которые про­ ходили торговые пути со странами Западной Европы — это Санкт-Петербург и Архангельск. К тому же последний был открыт для захода су­ дов лишь семь месяцев в году и имел небольшую пропускную способность, да и Финский залив к зиме тоже замерзал и требовал ледокольной про­ водки судов. Следовало также учитывать, что с началом возможных боевых действий на Евро­ пейском театре на Балтике практически прекра­ щалось гражданское судоходство. Взоры руководства страны вновь обра­ тились к удобному и безопасному побережью Кольского залива. Большой всемирный настольный атлас Маркса (фрагмент), 1905 г. В 1902 году, когда подходило к своему завер­ шению строительство Транссибирской желез­ ной дороги, связавшей Россию с тихоокеанским побережьем, Николай II пожелал продолжить эту линию, чтобы завершить «великий путь России от океана к океану — от Владивостока и Порт-Артура до Архангельска и Мурмана». 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz