Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

с е в е р н ы е в о р о т а РОССИИ ГЛАВА 1 г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! м урм анском у м орском у то р го во м у п орту - Это путешествие имело огромное значение для Севера. Вернувшись в столицу Витте соста­ вил подробный доклад об устройстве надежного порта в Кольском заливе, «как опорного пункта, предоставляющего русскому флоту свободный выход во всякое время года и при всех обстоятель­ ствах», к которому необходимо было проложить железную дорогу. Опираясь на опыт Крымской войны, когда основные морские выходы России в Европу были заперты неприятелем, Витте по­ лагал наиболее целесообразным размещение главной военно-морской базы в незамерзающей бухте Мурманского побережья, имеющей кру­ глогодичный и открытый выход в океан. Он на­ стаивал, что строительство на Мурмане порта и проведение к нему железной дороги —не просто экономическая, а военно- стратегическая задача. При этом С.Ю. Витте также особо отмечал перво­ очередную необходимость создания телеграфа на территории Кольского полуострова. Правда, после смерти в октябре 1894 года императора Александра III и прихода к власти императора Николая II любые разговоры об устройстве северного военного порта стали на­ зываться преждевременными. К А I* Т А АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГУ БЕPH 1И к :&ЭЗР1.4Е||СНЛ KflLiblM ЛЙС1*ЯЙ П|71ШЦТ|И АП Ih lM triU l* HI NipPlHh. П Hst«4 ¥ HI ПМ1Е1. Карта Архангельской губернии с обозначением красными линиями путешествий АП. Энгельгардта на Мурман, на Новую Землю и на Печеру, 1897 г. 4 0 Рыбаки в костюмах из тюленей кожи. фото Лейцингера, 1887 г. В 1896 году на Мурмане в служебной коман­ дировке побывал контр-адмирал А.К. Сиденс- нер, участвовавший в работе Особого межве­ домственного совещания по усмотрению и развитию русского Севера. В итоговом документе «Сведения о Мурманском береге», ныне храня­ щемся в Государственной публичной историче­ ской библиотеке России, он тогда отметил: «Мы со времен Марфы Посадницы не истратили ни одной копейки на устройство не только шоссей­ ных дорог и водяных сообщений по Кольскому полуострову, но и какой бы то ни было дороги хотя бы от Кандалакши до Колы, где в летнее время сообщение возможно только пешком по проложенным по лесу тропинкам и частью озе­ рами на лодках, если позволяет погода. ...От де­ ревни Кандалакша до Колы в течение недели и более не встретится ни одного селения, где мож­ но было бы обогреться, сварить горячую пищу. til JljfpujLi.i-— Sup 1 с Ионгела. LZtp-ъ I^art uiiiilclf. Ф На Мурмане. Порт Владимир Построенные в шестидесятых годах на этом пути пять изб настолько малы, что большинство путников вынуждено располагаться на ночлег в снегу, на открытом морозном воздухе... Очевид­ но, что если мы действительно признаем необхо­ димость увеличения числа промышленников на Мурманском берегу, то нам следует теперь же, не ожидая проведения железной дороги, устроить сколько-нибудь, хотя этот единственный путь сообщения рыбопромышленников от Кандалак­ ши до Колы, тем более, что по всей вероятности, этим же путем будут в первое время пользовать­ ся и партии рабочих при постройке железной дороги. Наряду с учащением пароходных сообще­ ний по Мурманскому берегу, наиболее полез­ ной мерой для развития рыбопромышленности следует признать проведение между главными становищами Мурманского берега телеграфа, 41 ГЛАВА 1 г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! м урм анском у м ор ском у то р го во м у порту - 100 ЛЕт! с е в е р н ы е в о р о т а РОССИИ Панорама города и порта, 1934 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz