Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

С Е В Е РНЫ Е ВОРОТА РОССИИ глава 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! м урм анском у морскому торговому порту - 100 ЛЕТ! -------- по п ро е к т у ---------- валериана ляхницкого В XV I-XV III веках Коль­ ский полуостров играл заметную роль в россий­ ской экономике: рыбо­ ловство, мореходство, торговля со многими странами Европы. Уже к началу 70-х годов XVI века быстро растущее се­ ление Кола превратилось в зна­ чительный торговый порт, куда заходили корабли из Англии, Ни­ дерландов и других западных стран. По мнению многих историков, мурман­ ский торг вплоть до конца XVI века имел куда большее значение для внешней торговли Рос­ сии, чем гавани в устье Северной Двины. Царское правительство России хорошо по­ нимало, что если здесь, на европейском севере, не будет многочисленного русского населения, то вскоре сюда придут другие народы. С 1868 года высочайшим повелением колонисты Мур- мана освобождаются от государственных пода­ тей, таможенных сборов, воинской повинности. Они получают субсидии на стро­ ительство домов и промысловых судов. При этом следует отметить, что жители Колы, расположен­ ной в глубине залива, далеко от океана, в пределы «Мурманского берега» — области колонистов, не вошли, и никаких привилегий не получили. В мае 1869 года при назначе­ нии Архангельским губернатором Н.А. Качалова император Александр II лично поручил ему обратить особенное внимание на экономическое положение края и представить свои соображения о местных нуж­ дах. В Архангельск Н.А. Качалов прибыл осе­ нью того же года, всю зиму посвятил объездам и изучению своей губернии и уже в феврале 1870 года он прибыл в Санкт-Петербург и лично представил Государю доклад, удостоившийся полного одобрения. В числе основных рекомен­ даций этого доклада было строительство нового коммерческого порта на Кольском полуострове и подведения к нему железнодорожного пути. Более детальной проработкой такого про­ екта российское руководство стало заниматься лишь в конце 1880-х годов, когда со всей остро­ той встал вопрос о расположении главного во­ енного порта России — в Либаве (ныне Лиепая) или на Мурмане. Александр III велел произве­ сти на этот предмет исследования некоторых кольских заливов и бухт. По его распоряжению в 1890 году на Кольский полуостров был коман­ дирован капитан 2-го ранга П.М. Иванов. В начале 1894 года архангельский губерна­ тор А.П. Энгельгардт поднял вопрос о построй­ ке железной дороги из Санкт-Петербурга через русскую Карелию к океану, с выходом к Ура-губе или бухте Озерко на полуостровах Рыбачий и Средний. Глава Поморья также говорил и о ско­ рейшем устройстве здесь телеграфа, и о привле- 3 8 Витте Сергей Юльевич (1849-1915) - граф, министр финансов глава 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! м урм анском у м орскому торговому порту - 100 ЛЕТ! СЕ В Е Р НЫ Е ВОРОТА РОССИИ чении на Ссевер колонистов из южных уездов Архангельской губернии путем выдачи им боль­ ших ссуд на переселение. В том же году Мурман­ ское побережье и его гавани посетили министр финансов С.Ю. Витте, промышленник-меценат С.И. Мамонтов, инженер Б.А. Риппас и военно­ морской эксперт А.Е. Конкевич, которые лично убедились в государственном и экономическом значении Мурмана. Сопровождавший Витте представитель ми­ нистерства финансов России П.М. Романов ука­ зывал на исключительно выгодное положение края, который с постройкой железной дороги может играть важную роль в жизни государства. «Значение Мурмана, — заявлял он, — заключа­ ется в его прекрасных природных гаванях, ко­ торые лежат у открытого океана и всю зиму не замерзают. Берега Мурмана приглубы, мелей и рифов нет; благодаря теплому экваториально­ му течению климат Мурманского побережья сравнительно мягок; на всем протяжении от Иокангских островов до границы Норвегии бе­ рег зимою чист ото льда... Условия для оседлой жизни на Мурмане не менее благоприятны, чем в норвежском Финмаркене... Учитывая близость Мурманского берега к Западной Европе, нельзя не дорожить теми исключительными выгодами, которые он представляет для удовлетворения потребностей нашего мореходства...». Он отме­ чал, что прокладка рельсового пути на Мурман позволила бы России поддерживать круглый год торговые связи с Западной Европой. «При от­ сутствии такого пути, — продолжал Романов, — многие государственные надобности (не говоря уже про военное, но даже и в мирное время) мо­ гут оставаться неудовлетворительными; напро­ тив, наличность такого пути может обеспечить России весьма существенные выгоды». 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz