Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
С Е В Е РНЫ Е ВОРОТА РОССИИ глава 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! м урм анском у морскому торговому порту - 100 ЛЕТ! -------- по п ро е к т у ---------- валериана ляхницкого В XV I-XV III веках Коль ский полуостров играл заметную роль в россий ской экономике: рыбо ловство, мореходство, торговля со многими странами Европы. Уже к началу 70-х годов XVI века быстро растущее се ление Кола превратилось в зна чительный торговый порт, куда заходили корабли из Англии, Ни дерландов и других западных стран. По мнению многих историков, мурман ский торг вплоть до конца XVI века имел куда большее значение для внешней торговли Рос сии, чем гавани в устье Северной Двины. Царское правительство России хорошо по нимало, что если здесь, на европейском севере, не будет многочисленного русского населения, то вскоре сюда придут другие народы. С 1868 года высочайшим повелением колонисты Мур- мана освобождаются от государственных пода тей, таможенных сборов, воинской повинности. Они получают субсидии на стро ительство домов и промысловых судов. При этом следует отметить, что жители Колы, расположен ной в глубине залива, далеко от океана, в пределы «Мурманского берега» — области колонистов, не вошли, и никаких привилегий не получили. В мае 1869 года при назначе нии Архангельским губернатором Н.А. Качалова император Александр II лично поручил ему обратить особенное внимание на экономическое положение края и представить свои соображения о местных нуж дах. В Архангельск Н.А. Качалов прибыл осе нью того же года, всю зиму посвятил объездам и изучению своей губернии и уже в феврале 1870 года он прибыл в Санкт-Петербург и лично представил Государю доклад, удостоившийся полного одобрения. В числе основных рекомен даций этого доклада было строительство нового коммерческого порта на Кольском полуострове и подведения к нему железнодорожного пути. Более детальной проработкой такого про екта российское руководство стало заниматься лишь в конце 1880-х годов, когда со всей остро той встал вопрос о расположении главного во енного порта России — в Либаве (ныне Лиепая) или на Мурмане. Александр III велел произве сти на этот предмет исследования некоторых кольских заливов и бухт. По его распоряжению в 1890 году на Кольский полуостров был коман дирован капитан 2-го ранга П.М. Иванов. В начале 1894 года архангельский губерна тор А.П. Энгельгардт поднял вопрос о построй ке железной дороги из Санкт-Петербурга через русскую Карелию к океану, с выходом к Ура-губе или бухте Озерко на полуостровах Рыбачий и Средний. Глава Поморья также говорил и о ско рейшем устройстве здесь телеграфа, и о привле- 3 8 Витте Сергей Юльевич (1849-1915) - граф, министр финансов глава 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! м урм анском у м орскому торговому порту - 100 ЛЕТ! СЕ В Е Р НЫ Е ВОРОТА РОССИИ чении на Ссевер колонистов из южных уездов Архангельской губернии путем выдачи им боль ших ссуд на переселение. В том же году Мурман ское побережье и его гавани посетили министр финансов С.Ю. Витте, промышленник-меценат С.И. Мамонтов, инженер Б.А. Риппас и военно морской эксперт А.Е. Конкевич, которые лично убедились в государственном и экономическом значении Мурмана. Сопровождавший Витте представитель ми нистерства финансов России П.М. Романов ука зывал на исключительно выгодное положение края, который с постройкой железной дороги может играть важную роль в жизни государства. «Значение Мурмана, — заявлял он, — заключа ется в его прекрасных природных гаванях, ко торые лежат у открытого океана и всю зиму не замерзают. Берега Мурмана приглубы, мелей и рифов нет; благодаря теплому экваториально му течению климат Мурманского побережья сравнительно мягок; на всем протяжении от Иокангских островов до границы Норвегии бе рег зимою чист ото льда... Условия для оседлой жизни на Мурмане не менее благоприятны, чем в норвежском Финмаркене... Учитывая близость Мурманского берега к Западной Европе, нельзя не дорожить теми исключительными выгодами, которые он представляет для удовлетворения потребностей нашего мореходства...». Он отме чал, что прокладка рельсового пути на Мурман позволила бы России поддерживать круглый год торговые связи с Западной Европой. «При от сутствии такого пути, — продолжал Романов, — многие государственные надобности (не говоря уже про военное, но даже и в мирное время) мо гут оставаться неудовлетворительными; напро тив, наличность такого пути может обеспечить России весьма существенные выгоды». 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz