Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

глава 4 | С Е В Е Р НЫ Е Я - ПОРТОВИК И С ЧА С ТЛ И В ТЕМ , И ГОРД ВОРОТА МУРМАНСКОМУ МОРСКОМУ ТОРГОВОМУ ПОРТУ-1 0 0 ЛЕТ! I РОССИИ — Я пошла работать в порт в 16 с полови­ ной лет, поскольку отец стал инвалидом и не мог больше трудиться, — рассказывает историю своей семьи Татьяна Ивановна. — Порт — наш родной дом. Он нас поил, кормил и согревал. И я сама, и мои родные награждены медалью «За верность торговому порту». А сейчас в ком­ плексе механизации порта работает моя дочь — Зайцева Екатерина Георгиевна. А внук учится в четвертом классе и уже на краны заглядывается! — Династий в порту очень много, — добав­ ляет Татьяна Ивановна Зайцева. — Если обо всех писать, книги не хватит! ПОНОМАРЕВ ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ ДИНАСТИЯ ПОНОМАРЕВЫХ Хорошо помнят в Мурманском морском торго­ вом порту Владимира Анатольевича Понома­ рева, который за 39 лет работы в порту прошел путь от стивидора до заместителя генерального директора по эксплуатации. С ним знаком прак­ тически каждый докер-механизатор. Впервые Владимир Пономарев пришел в порт на практи­ ку в 1972 году, во время учебы в Ленинградском высшем инженерном мореходном училище по специальности «Эксплуатация водного транс­ порта». После окончания училища он был рас­ пределен в Архангельский порт, но в 1974 году получил разрешение на должность стивидора в Мурманский морской торговый порт. — Я хотел работать именно здесь, — вспо­ минает он. — В 1972 году я и еще трое курсантов побывали здесь на практике, нам очень понра­ вилось отношение опытных работников к моло­ дым специалистам. На должностях стивидоров тогда работали бывшие бригадиры-докеры, про­ фессионалы, у которых было чему поучиться. Теоретических знаний у нас было больше, но не хватало практики, и мы перенимали их богатый опыт. А отношение к нам с их стороны было бук­ вально отеческим! То же самое можно сказать и о руководстве порта — оно было очень заинтересовано в том, чтобы молодые работники благополучно при­ живались. Через несколько лет карьера молодо­ го портовика резко пошла в гору: сменный дис­ петчер, старший диспетчер, главный технолог района, заместитель начальника района, началь­ ник ОТЗ, начальник грузового района, замести­ тель генерального директора... Владимир Анатольевич стал свидетелем практически всего современного этапа развития предприятия. На его глазах порт рос и разви­ вался. В те годы он выглядел совсем по-другому: территория порта была почти сплошь застроена крытыми складами, где хранились самые разно­ образные грузы — трактора и шпалы для Кубы, импортная сталь для советских автомобильных заводов, различное промышленное оборудова­ ние, стекло и даже хлопок из Узбекистана. Уголь в общем грузопотоке занимал лишь 10-15%. Мно­ гие причалы были деревянными. Бревенчатые 301

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz