Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ МУРМАНСКОГО МОРСКОГО ТОРГОВОГО ПОРТА 2 ИЮЛЯ 1915 ГОДА установлен геодезический з н а к , явившийся началом изы скательски х работ для сооружения порта . I сентября 1915 Года ош вартовалось судно под названием « дро тт ». это был первый пароход , доставивш ий на кольский полуостров м атериалы и оборудование для стро ительства м урм анского порта и ж елезной до ро ги . день рож дения м урм анского морского торгового порта 4 о ктября 1916 ГоДА основан город м урм ан с к . 15 ноября 1916 ГоДА с д ан а во временную эксплуатацию м урм анская ж елезная дорога в целом ( от м урм анского порта до П етро заво дска ). 27 янВАРя 1918 ГоДА постановлением совета наро дны х комиссаров вы делены 2,2 м лн рублей креди то в на строительство порта . II АПРЕля 1921 ГоДА декрето м снк порт о ткры т для иностранны х комм ерческих судов . 15 а в гу с т а 1921 ГоДА состоялнсь проводы ИЗ порта 2-го о тряда первой карской э кспедиц ии , тем положено начало п лаваний из м урм ан с ка в А р к ти к у 23 ноября 1923 ГоДА из брем ена прибы л п / х « крета » с хло пко м , начало постоянного грузопо то ка . 10 ДЕКАБРя 1923 ГоДА начат экспорт зерновы х грузов . 4 мАРтА 1930 ГоДА отгрузкой 748 тонн на п / х « ан д ре м арти » начался экспорт ко льских ап ати то в . 10 АВГУстА 1933 ГоДА порт проводил в героический рейс п / х « челю скин ». 16 Июля 1935 ГоДА о ткры т первый морской во кзал . установлено регулярное пассаж ирское сообщение с архан гельско м и становищ ам и зап адно го и восточного побереж ья кольского полуострова . 21 ОКТЯБРЯ 1935 ГОДА бригада грузчико в , РУКОВОДИМАЯ БРИГАДИРОМ В.Ф.ШАРОВЫМ, ВЫПОЛНИЛА ПРОИЗВОДСТВЕННОЕЗАДАНИЕ ПО ПОГРУЗКЕ ЭКСПОРТНОГО АПАТИТА НА 194 %, ПОЛОЖИВ НАЧАЛО СТАХАНОВСКОМУ ДВИЖЕНИЮ В ПОРТУ В1935 ГОДУ порт выш ел по бедителем в СОРЕВНОВАНИИ ПОРТОВ БАССЕЙНА ИЗАВОЕВАЛ ПЕРЕХОДЯЩЕЕ КРАСНОЕ ЗНАМЯ БАЛТИЙСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МОРСКОГО ФЛОТА. В октяБРЕ 1936 ГоДА через специально организованны й грузовой район началась о тп равка грузов для испанской респ убли ки . 1937 Год — ры боловная база , находивш аяся в м урм анском порту , бы ла вы делена в самостоятельны й рыбный ПОРТ. 1938 Год — о ткры то регулярное сообщение м еж ду м урм анском и портами восточного побережья сш а . 1939 год — в м урм анске создано морское арктическо е пароходство главсевм о рпути . 22 Июня 1941 ГоДА — начало великой отечественной войны . первые удары нем ецко - фаш истской авиац и и по главной военно - морской базе северного флота полярны й и морском у порту м урм ан с к . 26 Июня 1941 ГоДА — начало военных перевозок и погрузки на суда войск и военных грузов , в связи с великой отечественной войной . 21 ДЕКАБРя 1941 ГоДА — под охраной боевых кораблей в кольский з али в вошел первый сою зный караван с военными грузам и из А нглии . 11янВАРя 1942 ГоДА в порт прибы л первый караван ( конвой ) pq -7 с военными грузам и . В мАРтЕ 1942 ГоДА через порт пош ли обратные поставки по ле н д - ли зу 22 м ая 1945 ГоДА в порт прибы л последний караван (КОНВОЙ YW-66, YW-67). ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ уш ел заверш аю щ ий КОНВОЙ RA-67. 9 м ая 1945 ГоДА — день победы советского наро да н ад фаш истской герм анией . 1945 Год — м урм анском у морскому торговом у порту на вечное хранение передано переходящее красное знам я государственного ком итета обороны СССР 6 ноября 1946 ГоДА п риказо м м инистра морского флота за заслуги порта в великой ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ПОРТу ПЕРЕДАНО красное знам я гко , которым он четы реж ды н агра ж дал с я , на вечное хранение . 1953 Год — начало стро ительства первого транспортерного ком плекса д ля перевалки апатитового концентрата . В1957 год у введен в строй м еханизированны й ком плекс по переработке апатитового концентрата . Л.П. Новосадов принимает на вечное хранение переходящее Красное знамя государственного Комитета Обороны (справа нарком морского флота П.П. ширшов) /^\ТЛ Р' И К Я 3 р и И с т р а м о р с к о г о ф л о т а |( 5 Ч \ nW n ЛЛЛ К ш п С п и 444 i v 6 шября 1946 г. О вручении на вечере ^ранение судам и преашрнятням мор­ ского флота Красных Знамен и вымпелов Гееударственного Комитета Обороны и Наркомморфаота В начале Великой Отечественной война коллективы передовых предприятий страны обратились кв всем трудящимся нашей Родины с при­ зывом помочь героической Красной Армии в быстрейшем разгроме немец- ко-фашиотеких захватчиков путём организации Всесоюзного социалисти­ ческого соревнования за досрочное выполнение государственных планов, за высокое качество продукции, за повышение производительности труда и снижение себестоимости. Партия и Правительство поддержали патриотический подъём и инициативу передовиков производства и в 1942 году для победителей во Всесоюзном социалистическом соревновании были учреждены переходящие Красные Знамзна и вымпела Государственного Комитета Обороны и Нарко­ матов. Коллективы судов и предприятий морского флота активно вклю­ чились во Всесоюзное соревнование и в дни войны многие иа них пока­ зали образцы труда и героизма в работе по доставке фронту и народно­ му хозяйству необходимых грузов. С 1942 по 1945 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессионалы них Союзов и Наркомморфлот за самоотверженный труд и перевыполнение государственных пеанов присуждали Красные Знамёна ГОКО и Красные Знамёна Наркомморфлота: пароходству" Касптанкер"-10 раз, дальневос­ точному пароходству-18 раз, Мурманскому порту -12 раз, заводу"Крас­ ная Кузница11 8 раз и т. д. Многие коллективы судов самоотверженной работой завоёвывали право носить на мачте своего корабля вымпела Государственного Коми­ тета Обороны и Наркомморфлота. Пароход Дальневосточного пароходства "Трансбалт"на основе комплексного соревнования с портовиками и железнодорожниками, ши­ роко применяя оаморемонт, из месяца в месяц перевыполнял план пере­ возок и неоднократно завоёвывал почётное звание передового судна морского флота. В 1945 году, находясь в ответственном рейсе, паро- ход"Трансбаят" бил торпедирован вражеской подводной лодкой и потонул, неоя на мачте вымпел Государственного Комитета Обороны. Исходя из показателей работ предприятий и судов морского фя^т$ особо отличившихся в выполнении и перевыполнении Государственного плана в течение всего периода Великой Отечественной войны, решением ВЦСПС и Министерства морского флота ряду судов и предприятий морского флота присуждены на вечное хранение Красные Знамёна и вымпела Государствен­ ного Комитета Обороны и Красные Знамёна Нарокомморфлота. В связи и этим, П Р И К А З Ы В А Ю : I . Вручить на вечное хранение: Знамёна Государственного Комитета Обороны Пароходству " Касптанкер" Мурманскому порту Красные Знамёна Народного Комиссариата морского флота Дальневосточному пароходству Пароходству "Рейдтанкер" Черноморскому пароходству Архангельскому порту Каспийскому Управлению морских путей Рейдовому Управлению морских путе;: Заводу "Красная Кузница" Мурманскому судоремонтному заводу Коллективу службы связи Дальневосточного пароходства Вымпела Народного Комиссариата морского фяота Теплоходу "КИМ" Дальневосточного пароходства Ордена Ленина теплоходу "Старый Большевик"Дальневосточное Танкеру "Батуми" Дальневосточного пароходства Пароходу "Красноармеец"Дальневосточного проходства Пароходу "Нелябов" Сахалинского пароходства Пароходу” С,Киров" Северного пароходства Пароходу "Вятка" Северного пароходства Теплоходу "Азербайджанец Каспсдота Теплоходу "Казахстан" Каспфлота Пароходу "Свердлов"Каспфлота Буксиру "Медвежонок" Каспфлота Пароходу "Полторацк"Каспфлота Теплоходу "Серов" Черноморского пароходства Пароходу "Курск" Черноморского пароходства Теплоходу "Тракторист" Азовского пароходства Танкеру" Сталин" Касптанкера Танкеру "Кремль" Совтаякера Танкеру "Ленин” Касптанкера Танкеру "Профинтерн" Касптанкера Буксирному теплоходу "Урицкий" Рейдтанкера Барже №95 Рейдтанкера Буксирному теплоходу "11рофин?ерн"РейДтанкера Буксирному пароходу "Уральск" Рейдтанкера Буксирному теплоходу "Калитаи Краснов"РейДтанкера Буксирному теплоходу "Память т. ВойкоЬ" Рейдтанкера Земкаравану "Бабушкин* Каспморпути Земкаравану "Ленкорань" Каспморпути Земкаравану "Орлец-Каипини" Архморпути Земкаравану "Сарептоккй затон" Рейдморпути 2 . Вымпел Государственного Комитета Обороны сохранить за паро­ ходом "Трансбалт" Начальнику Дальневосточного пароходства тов. Мезенцеву уста­ новить в клубе моряков макет героического парохода "Трансбалт". 3. Установить следующий порядок вручения на вечное хранение Красных Знамён п вымпелов: аО Красные Знамёна и вымпел Государственного Комитета Обороны ■в вместе с грамотой вручают члены Коллегии Министерства; б) Красные Знаисна Наркомморфлота и грамоты вручают начальники Управлении Министерства или их заместители; в) вымпела Наркомморфлота и грамоты вручают Начальники паро- ходств. 4. Вручение на вечное хранение Красных Знамён ивымпелов Го­ сударственного Комитета Обороны и Народного Комиссариата морского флота провести в торжественной обстановке совместно с партийными, профсоюзными и общественными организациями бассейна. Выражаю уверенность, что коллективы работниов морского фпотг, своим трудом завоевавиие право хранить навечно Красные Знамёна и вым­ пела, ещё самоотверженнее будут трудиться и на основе раэврнутого социалистического соревнования безусловно обеспечат выполнение плана Сталинской пятилетки. Министр морского флота П . Ширшов 26 Июля 1957 ГоДА — пароход « ло н д о » загруж ен апатито вым концентратом в КОЛИЧЕСТВЕ 5000 ТОНН ЗА 18 ЧАСОВ СПОМОщьЮ первого транспортерного ком п лекса . 1964 Год — порт переработал более 4 м лн тонн груза , став по грузообороту одним из пяти крупнейш их ПОРТОВ СССР И самым крупным портом мира за полярным круго м . 1965 Год — закончено строительство береговой радио ло кац ионно й станции « раскат ». 1966 Год — введен в эксплуатацию причал N°11— стальной заанкеро ванны й бо льверк ( до этого все п ричалы бы ли ДЕРЕВЯННЫЕ). 28 Июля 1966 ГоДА — указо м президиум а верховного совета СССР м урм анский морской торговый порт н аграж ден орденом трудового красного зн ам ен и . 1970 Год — о ткры та постоянная судоходная линия м урм анск - д у д и н ка - м урм ан с к . 1974 Год — в м урм анском порту по опыту ильичевского морского порта со здана первая укрупненная ком плексная бригада до кер о в - м еханизаторов , которая н ачала работать вместо 4- х обы чны х бр и гад . 1974 Год — объем грузопереработки в м урм анском торговом порту составил 8,7 м лн тонн ( в ленин градско м п о р ту — 8,6 МЛН ТОНН). В1976 ГоДУ 30 мАРтА из порта выш ел в первый эксперим ентальны й рейс д / э « павел П о ном арев » на харасавэй с грузам и ДЛЯ газо разведки . 1Июля 1978 ГоДА — м урм анский морской торговый порт , м урм анское морское пароходство , м урм анское отделение ж елезной до ро ги , ж елезно до рож ная станция , контора в / о « сою звнеш транс » приступили к работе по едином у непреры вному п лану - граф и ку работы транспортного узла , что позволило улучш ить подачу вагонов в порт , сократить сроки обрабо тки судов и вагонов . 30 ию ня 1994 го д а — на базе государственного ПРЕДПРИЯТИЯ ОБРАЗОВАНО АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «МУРМАНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ» СОДНОВРЕМЕННЫМ вы делением государственного учреж дения « морская адм и ни страци я порта м урм анск » и ряда хозяйственны х общ еств . 1997 Год — начало эксплуатации ком плекса по перегрузке м инеральны х удобрений зао « агро сфера ». 2001 го д — ВПЕРВЫЕ погруж ено 140 ТЫС. Т груза на судно «CRiSTOFER». 2003 го д — пуск в эксплуатацию ш вартовного п а ла при чала N°4. с этого момента на п ричале N°4 становится возмож ным обрабаты вать суда типа PANAMAX. 2004 го д — введена в эксплуатацию первая очередь ком плекса по перегрузке глинозема зао « м урм анский глиноземны й терм и н ал . 2004 го д — начало реализац ии программы м о дернизации основного перегрузочного о борудования . грузооборот ОАО «ММТП» за 2004 го д СОСТАВИЛ 12,8 МЛН Т гРуЗОВ. ВАВГУстЕ 2013 ГоДА на судно «CAPESiZE» погруж ены РЕКОРДНЫЕ 154 ТЫС. Т угля . 2013 го д — рекордны й грузооборот порта СОСТАВИЛ 17131ТЫС. Т.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz