Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

Вид на Мурманский порт, 1960-е г. В начале марта 1962 года начал действовать морской вокзал с первыми причалами местных линий Портофлот пополнился новыми ком­ фортабельными пассажирскими катерами типа «Шкипер» и «Суворовец». В порту появился первый дизельный буксир «Кутузов» мощно­ стью 1200 лошадиных сил, который стал флаг­ маном портового флота К 1963 году уровень комплексной механиза­ ции переработки штучных грузов достиг 17 про­ центов, навалочных - более 80 процентов, леса - более 60 процентов. В 1965 году за достигнутые трудовые успехи и в связи с 50-летием основания порт награждается Грамотой Президиума Вер­ ховного Совета РСФСР. А спустя год, за досроч­ ное выполнение заданий семилетнего плана и развитие комплексной механизации погрузочно­ разгрузочных работ порт удостоился ордена Тру­ дового Красного Знамени. К 1965 году порт стал высокомеханизированным предприятием. Роль порта в экономической жизни Мурманской об­ ласти и всей страны в целом неуклонно росла. В 1966 году расширилась переработка на экспорт железорудного концентрата (ЖРК), производи­ мого Оленегорским и Ковдорским горно-обога­ тительными комбинатами. Кстати, помимо ЖРК, Оленегорск поставлял для нужд строительства в различные регионы немалое количество щеб­ ня. 1970 год принес порту серьезные перемены, определившие его деятельность на длительный период. В этом году открылась постоянная ли­ ния Мурманск - Дудинка - Мурманск, по кото­ рой стала перевозиться медно-никелевая руда и файнштейн из Норильска. Новый грузопоток означал резкое увеличение грузооборота пор­ та, который достиг 7,19 миллионов тонн. В 1971 году уменьшились на десятки тысяч тонн такие грузы, как лес (его перевалку перенесли в основ­ ном на Белое море), уголь (из-за уменьшения по­ требностей в нем для бункеровки судов и тепло- 1 5 0 гл ава 1 СЕ В Е Р НЫ Е ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! ВОРОТА м урм ан ско м у м о рско м у т о р го в о м у п о р т у - 100 ЛЕт! РОССИИ централей), рыба (были введены в строй новые эффективные причалы рыбного порта). Зато на треть возрос грузопоток по дудинской линии, а также экспорт апатита и отправка стройматери­ алов по линии Мурманск - Архангельск. Работа порта имела огромное значение для Кандалакш­ ского алюминиевого завода, вся продукция кото­ рого доставлялась потребителям через Мурман­ ский порт. Памятны портовикам периоды «овощной навигации». С 70-х годов и до начала 90-х еже­ годно жителям многочисленных городов и по­ селков на арктическом побережье морем достав­ лялись фрукты и овощи, которые шли через Мурманский порт. Начиналась «овощная на­ вигация» в августе, когда появлялся первый мо­ лодой картофель. Его привозили в порт в ящи­ ках, которые укладывались буквально на любое свободное место на территории порта и укры­ вались брезентами. Плодоовощная продукция накапливалась к приходу судов, из которых впо­ следствии формировались «продуктовые» ка­ раваны, доставлявшие овощи Зеленый Мыс, Пе- век, Тикси и другие населенные пункты. Более ценные грузы - такие, как чеснок и лук - убира­ лись в закрытые склады. Завершалась «овощная На первомайской демонстрации, Мурманск, 1961 г. На первомайской демонстрации, Мурманск, 1961 г. 1 5 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz