Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

С Е В Е РНЫ Е ВОРОТА РОССИИ глава 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! м урм анском у м орском у то р го во м у п орту - АПАтитовый комплекс В 1948-м году остро встала про­ блема реконструкции апати­ тового района, который пре­ жде назывался рудным, так как его производительность и условия труда грузчиков оставляли желать много лучшего. В течение 8 лет после Победы порт залечивал военные раны. С 1953 года началась серьезная реконструк­ ция. Ее главной задачей стало строи­ тельство первой очереди сооружений комплекса по перевалке апатитового концентрата. Проект этих сооруже­ ний был разработан организацией «Ленморниипроект» и предусматри­ вал строительство железнодорожной разгрузочной галереи, механизиро­ ванного железобетонного склада на 15 тысяч тонн груза. Кроме того, пред­ полагалось построить систему транс­ портных галерей с передаточными станциями, и, наконец, погрузочной машины для погрузки концентрата на суда. Сегодня трудно поверить, что причал № 17, на котором отгружался на экспорт апатитовый концентрат, совершенно не имел портальных кранов. Их роль выполнял плавучий кран № 2, бессменным кранмейсте- 144 гл ава 1 СЕ В Е Р НЫ Е ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! ВОРОТА м урм ан ско м у м о р с к о м у т о р го в о м у п о р т у - 100 л е т ! РОССИИ ром которого вплоть до 70-х годов минувшего века был добросовестнейший портовик Петр Иванович Пушкин. В этот период каждая тон­ на концентрата выгружалась из крытых вагонов вручную, затем паровыми железнодорожными грейферными кранами переваливалась на кор­ дон причала, а уже потом отправлялась в трюм судна. После завершения реконструкции 13-го и 15-го причалов стали вырисовываться контуры комплекса, способного выгружать концентрат из специализированных вагонов типа «Хоппер» с участием людей, его передачу по системам транспортеров на склад или выгрузку из склада на судно. Весь порт с нетерпением ждал пуска ком­ плекса. Шутка сказать: если при открытом спо­ собе перевалки и при достаточном количестве груза на кордоне плавкран № 2 в лучшем случае мог погрузить до двух тысяч тонн апатитового концентрата в сутки, то новый комплекс в час мог грузить по 1200 тонн. И вот наступил долго­ жданный день. Приемная комиссия опробовала в отдельности каждый узел установки с его пу­ ском в работу с места и с пульта управления. Сооружение первой очереди комплекса было завершено в 1957 году. Грузооборот порта по перевалке апатитового концентрата вырос до 2-2,5 млн тонн в год. Все работы по строитель­ ству комплекса велись за счет государственных капитальных вложений подрядным способом. Подрядчиком было строительно-монтажное управление № 7, руководил которым Констан­ тин Васильевич Челбин. Однако самое примечательное в развитии комплекса для перевалки апатитового концен­ трата — это создание его второй очереди. К этим работам пришлось приступить сразу же, так как после сдачи в эксплуатацию первой очереди ста­ ло ясно, что мощности его недостаточно для рез­ ко возросшей перевалки экспортного груза. Согласно проекту, производительность второй очереди апатитового комплекса предус­ матривалась в два раза выше той, которую име­ ла первая очередь комплекса. В этом проекте уже предусматривалось применение новейших средств механизации, большая их надежность и мобильность. Складские емкости были увеличе­ ны до 25 тысяч тонн апатитового концентрата, что вместе с уже существовавшими емкостями позволяло создавать запасы грузов. Примечательно, что в новом комплексе предусматривалась иная схема разгрузки ваго­ нов, да и сами они резко отличались от суще­ ствовавшего на тот момент парка специализи­ рованных вагонов-апатитовозов. Вагоны для нового апатитового комплекса стал выпускать Днепродзержинский вагоностроительный за­ вод. Они позволяли одновременно выгружать в приемный бункер 50 тонн концентрата. Всем этим руководил один человек, стоявший в сто­ роне от фронта работ. 500 тонн концентрата разгружались за 5-7 минут, а далее при помощи питателей концентрат поступал на склад или борт судна. Глубоководный причал для нового механизированного комплекса дал возможность принимать суда большой грузоподъемности, по­ зволил повысить грузооборот и сократить время стоянки под грузовыми операциями. Герасун Г.Ц. 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz