Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
С Е В Е РНЫ Е ВОРОТА РОССИИ глава 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! м урм анском у м орском у то р го во м у п орту - АПАтитовый комплекс В 1948-м году остро встала про блема реконструкции апати тового района, который пре жде назывался рудным, так как его производительность и условия труда грузчиков оставляли желать много лучшего. В течение 8 лет после Победы порт залечивал военные раны. С 1953 года началась серьезная реконструк ция. Ее главной задачей стало строи тельство первой очереди сооружений комплекса по перевалке апатитового концентрата. Проект этих сооруже ний был разработан организацией «Ленморниипроект» и предусматри вал строительство железнодорожной разгрузочной галереи, механизиро ванного железобетонного склада на 15 тысяч тонн груза. Кроме того, пред полагалось построить систему транс портных галерей с передаточными станциями, и, наконец, погрузочной машины для погрузки концентрата на суда. Сегодня трудно поверить, что причал № 17, на котором отгружался на экспорт апатитовый концентрат, совершенно не имел портальных кранов. Их роль выполнял плавучий кран № 2, бессменным кранмейсте- 144 гл ава 1 СЕ В Е Р НЫ Е ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! ВОРОТА м урм ан ско м у м о р с к о м у т о р го в о м у п о р т у - 100 л е т ! РОССИИ ром которого вплоть до 70-х годов минувшего века был добросовестнейший портовик Петр Иванович Пушкин. В этот период каждая тон на концентрата выгружалась из крытых вагонов вручную, затем паровыми железнодорожными грейферными кранами переваливалась на кор дон причала, а уже потом отправлялась в трюм судна. После завершения реконструкции 13-го и 15-го причалов стали вырисовываться контуры комплекса, способного выгружать концентрат из специализированных вагонов типа «Хоппер» с участием людей, его передачу по системам транспортеров на склад или выгрузку из склада на судно. Весь порт с нетерпением ждал пуска ком плекса. Шутка сказать: если при открытом спо собе перевалки и при достаточном количестве груза на кордоне плавкран № 2 в лучшем случае мог погрузить до двух тысяч тонн апатитового концентрата в сутки, то новый комплекс в час мог грузить по 1200 тонн. И вот наступил долго жданный день. Приемная комиссия опробовала в отдельности каждый узел установки с его пу ском в работу с места и с пульта управления. Сооружение первой очереди комплекса было завершено в 1957 году. Грузооборот порта по перевалке апатитового концентрата вырос до 2-2,5 млн тонн в год. Все работы по строитель ству комплекса велись за счет государственных капитальных вложений подрядным способом. Подрядчиком было строительно-монтажное управление № 7, руководил которым Констан тин Васильевич Челбин. Однако самое примечательное в развитии комплекса для перевалки апатитового концен трата — это создание его второй очереди. К этим работам пришлось приступить сразу же, так как после сдачи в эксплуатацию первой очереди ста ло ясно, что мощности его недостаточно для рез ко возросшей перевалки экспортного груза. Согласно проекту, производительность второй очереди апатитового комплекса предус матривалась в два раза выше той, которую име ла первая очередь комплекса. В этом проекте уже предусматривалось применение новейших средств механизации, большая их надежность и мобильность. Складские емкости были увеличе ны до 25 тысяч тонн апатитового концентрата, что вместе с уже существовавшими емкостями позволяло создавать запасы грузов. Примечательно, что в новом комплексе предусматривалась иная схема разгрузки ваго нов, да и сами они резко отличались от суще ствовавшего на тот момент парка специализи рованных вагонов-апатитовозов. Вагоны для нового апатитового комплекса стал выпускать Днепродзержинский вагоностроительный за вод. Они позволяли одновременно выгружать в приемный бункер 50 тонн концентрата. Всем этим руководил один человек, стоявший в сто роне от фронта работ. 500 тонн концентрата разгружались за 5-7 минут, а далее при помощи питателей концентрат поступал на склад или борт судна. Глубоководный причал для нового механизированного комплекса дал возможность принимать суда большой грузоподъемности, по зволил повысить грузооборот и сократить время стоянки под грузовыми операциями. Герасун Г.Ц. 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz