Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

ГЛАВА 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! м урм анском у м ор ском у то р го во м у порту - 100 ЛЕт! жилье для Портовиков: одна ко й ка на троих Среди портовиков были плотники, камен­ щики, печники, штукатуры, маляры, стекольщи­ ки... Каких только специалистов не было! Порой можно было услышать, как оживленно перегова­ риваются руководители портовых хозяйств: — Петр Семенович, будь добр, дай мне на за­ втрашний день двух печников, а я тебе взамен выделю плотников. — Ты мне не плотников, а стекольщиков под­ кинь, тогда и печники найдутся! —Ладно, договорились!.. Насколько серьзна была проблема с жи­ льем, говорит тот факт, что даже будущий на­ чальник порта, который трудился в то время стивидором, жил с женой и двумя детьми в обще­ житии, где им была выделена одна кровать. Ког­ да развернулось массовое строительство жилых домов, возникла проблема с лесом: его не хватало не только на жилье, но и на ремонт и восстанов­ ление причалов. Где взять его в сопках, покры­ тых березовым криволесьем? Но выход все же удалось найти. Во время войны в большинстве бухт и заливов Белого моря скопилось много плавника. Это был лес, вполне пригодный для строительства, но по тем или иным причинам он попал в море и был унесен течениями. За этим- то лесом и отправились в Кандалакшу бригады энтузиастов. В Кандалакше, Умбе, Чупе, Ковде и других населенных пунктах на побережье Бело­ го моря были собраны тысячи кубометров де­ ловой древесины. На баржах или по железной дороге она доставлялась в порт, затем разделы­ валась на своем лесозаводе на брусья и доски, необходимые для восстановительных работ. В карельском порту Кемь стояли несколько неис­ пользуемых жилых домов, которые были разо­ браны и перевезены в Мурманск. Там они были быстро собраны и сданы в эксплуатацию. Имен­ но так чаще всего решалась в порту жилищная проблема в первые годы мирной жизни. больших катера типа «Штиль» вместимостью 20-25 человек, которые курсировали между за­ падным и восточным берегами Кольского залива, а также между Порт-Владимиром и Ура-Губой. Порту также была поручена работа по органи­ зации приписных портопунктов на побережье в Лиинахамари, Териберке, Кильдине, Харловке, Дроздовке, Дальних Зеленцах, Гремихе, Поное, Цып-Наволоке. На пустыре в начале 50-х годов началось строительство нового пассажирско­ го района. Была заново расчищена территория, проложены инженерные коммуникации, постро­ ены новые здания морского вокзала, три пирса местных линий и один пирс из металлического шпунта для обслуживания пассажиров дальних линий. В отдельные дни портофлот перевозил на линиях в Кольском заливе до 8 тыс. пассажиров. В 1956 году в порту появились первые 180 квадратных метров асфальтовых покрытий до­ рог и проездов. Любопытно, что тогда транспор­ ту не разрешалось на них въезжать — по ним гу­ ляли пешеходы, как до войны по ленинградской улице Мурманска. В 1960 году в порту произошло знаменательное событие —в порт вошел первый в мире атомный ледокол «Ленин». Это стало еще одной вехой на огромном пути, который пройден портом за кратчайший срок - от ветхих деревян­ ных причалов до места базирования единствен­ ного в мире атомного ледокольного флота. Н е менее важной задачей, чем вос­ становление портового хозяйства, было создание приемлемых усло­ вий жизни и быта для портовиков. Большая часть жилого фонда Мур­ манска, в основном деревянного, в период войны сгорела. Приходилось работать, не считаясь со временем. Рабочий день рядового портовика, ка­ кую бы должность он ни занимал, начинался с погрузки или разгрузки судов. В перерывах шла работа на разборке разрушенных сооружений или на их восстановлении. После работы вся смена, наскоро перекусив, шла на строительство жилых домов, ибо каждый участок или хозяй­ ство строили «свои» дома. Жилье в построен­ ных домах доставалось лучшим производствен­ никам. Между портовиками в те годы можно было услышать такие диалоги: —Иван Васильевич! Куда сегодня вечером? —На второй дом первого участка!. Или: —На дом автобазы!.. Будущий начальник порта В.С. Стриж получил койко-место в семейном общежитии СЕ В Е Р НЫ Е ВОРОТА РОССИИ 1 4 2 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz