Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
ГЛАВА 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! м урм анском у м ор ском у то р го во м у порту - 100 ЛЕт! жилье для Портовиков: одна ко й ка на троих Среди портовиков были плотники, камен щики, печники, штукатуры, маляры, стекольщи ки... Каких только специалистов не было! Порой можно было услышать, как оживленно перегова риваются руководители портовых хозяйств: — Петр Семенович, будь добр, дай мне на за втрашний день двух печников, а я тебе взамен выделю плотников. — Ты мне не плотников, а стекольщиков под кинь, тогда и печники найдутся! —Ладно, договорились!.. Насколько серьзна была проблема с жи льем, говорит тот факт, что даже будущий на чальник порта, который трудился в то время стивидором, жил с женой и двумя детьми в обще житии, где им была выделена одна кровать. Ког да развернулось массовое строительство жилых домов, возникла проблема с лесом: его не хватало не только на жилье, но и на ремонт и восстанов ление причалов. Где взять его в сопках, покры тых березовым криволесьем? Но выход все же удалось найти. Во время войны в большинстве бухт и заливов Белого моря скопилось много плавника. Это был лес, вполне пригодный для строительства, но по тем или иным причинам он попал в море и был унесен течениями. За этим- то лесом и отправились в Кандалакшу бригады энтузиастов. В Кандалакше, Умбе, Чупе, Ковде и других населенных пунктах на побережье Бело го моря были собраны тысячи кубометров де ловой древесины. На баржах или по железной дороге она доставлялась в порт, затем разделы валась на своем лесозаводе на брусья и доски, необходимые для восстановительных работ. В карельском порту Кемь стояли несколько неис пользуемых жилых домов, которые были разо браны и перевезены в Мурманск. Там они были быстро собраны и сданы в эксплуатацию. Имен но так чаще всего решалась в порту жилищная проблема в первые годы мирной жизни. больших катера типа «Штиль» вместимостью 20-25 человек, которые курсировали между за падным и восточным берегами Кольского залива, а также между Порт-Владимиром и Ура-Губой. Порту также была поручена работа по органи зации приписных портопунктов на побережье в Лиинахамари, Териберке, Кильдине, Харловке, Дроздовке, Дальних Зеленцах, Гремихе, Поное, Цып-Наволоке. На пустыре в начале 50-х годов началось строительство нового пассажирско го района. Была заново расчищена территория, проложены инженерные коммуникации, постро ены новые здания морского вокзала, три пирса местных линий и один пирс из металлического шпунта для обслуживания пассажиров дальних линий. В отдельные дни портофлот перевозил на линиях в Кольском заливе до 8 тыс. пассажиров. В 1956 году в порту появились первые 180 квадратных метров асфальтовых покрытий до рог и проездов. Любопытно, что тогда транспор ту не разрешалось на них въезжать — по ним гу ляли пешеходы, как до войны по ленинградской улице Мурманска. В 1960 году в порту произошло знаменательное событие —в порт вошел первый в мире атомный ледокол «Ленин». Это стало еще одной вехой на огромном пути, который пройден портом за кратчайший срок - от ветхих деревян ных причалов до места базирования единствен ного в мире атомного ледокольного флота. Н е менее важной задачей, чем вос становление портового хозяйства, было создание приемлемых усло вий жизни и быта для портовиков. Большая часть жилого фонда Мур манска, в основном деревянного, в период войны сгорела. Приходилось работать, не считаясь со временем. Рабочий день рядового портовика, ка кую бы должность он ни занимал, начинался с погрузки или разгрузки судов. В перерывах шла работа на разборке разрушенных сооружений или на их восстановлении. После работы вся смена, наскоро перекусив, шла на строительство жилых домов, ибо каждый участок или хозяй ство строили «свои» дома. Жилье в построен ных домах доставалось лучшим производствен никам. Между портовиками в те годы можно было услышать такие диалоги: —Иван Васильевич! Куда сегодня вечером? —На второй дом первого участка!. Или: —На дом автобазы!.. Будущий начальник порта В.С. Стриж получил койко-место в семейном общежитии СЕ В Е Р НЫ Е ВОРОТА РОССИИ 1 4 2 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz