Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

с е в е р н ы е ВОРОТА РОССИИ глава 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! м урм анском у морскому то р го во м у п орту - 100 ЛЕт! ГЛАВА 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! м урм анском у м орскому то р го во м у порту - 100 ЛЕт! с е в е р н ы е ВОРОТА РОССИИ порт после победы залечивание военных ран егодня трудно представить, каким был порт в пер­ вые послевоенные годы. Разрушен­ ные и поврежден­ ные причалы носили следы многочисленных, наспех за­ деланных воронок от бомб. От большинства складов остались только невысокие рампы и брандмауэрные сте­ ны из каменной кладки. На большинстве действующих причалов не было водопро­ вода, канализация полностью отсутствовала. Подземные ли­ нии электроснабжения пред­ ставляли собой разрозненные куски, не обеспечивавшие даже минимальные нужды порта в электроэнергии. По воспоминани­ ям портовиков, первая послевоенная пятилетка была «залечиванием ран». Эта работа была крайне важна для всей страны, которая восстанавливалась после гитле­ ровского нашествия. В 1946 году через Мурман­ ский порт шли важные импортные грузы для строительства газопровода Саратов-Москва. В порт было завербовано 555 человек. Но рабочих все равно не хватало, и к грузовым работам приходилось привлекать не­ грузовые подразделения порта. Вос­ становление разрушенного хозяйства порта велось силами его собственной ремонтно-строительной конторы, но вскоре стало ясно, что ей не под силу освоить такие объемы капитального строительства, не говоря уже о пол­ ном восстановлении и последующей генеральной реконструкции порта. В 1949 году для этих целей было соз­ дано строительное управление № 7, которое впоследствии было преоб­ разовано в СУ-416, а затем — в трест «Мурманскморстрой». Наибольшую озабоченность вы­ зывали изрядно обветшавшие при­ чалы, которые были построенные еще до войны (а некоторые —до рево­ люции) и наспех восстановлены после бомбар­ дировок. Кроме того, глубины у причалов были недостаточны для приема большегрузных судов. Восстановление началось с причалов № 1, 4, 5, а затем 6 и 7, применяя в качестве несущих кон­ струкций деревянные сваи и ряжи. Ряд трудностей возник при реконструкции причала № 12. Чтобы обеспечить у причала глу­ бины, достаточные для крупных судов, требова­ лись длинномерные деревянные сваи, которых не было. Тогда эти сваи стали склеивать из до­ сок, что позволяло им придавать практически любую длину. Причал на клееных сваях просу­ ществовал до 1970-х годов, когда его реконструи­ ровали на основе свай-оболочек. В 1953 году началось строительство полно­ стью механизированного комплекса по перера­ ботке апатитового концентрата, который стро­ ился 4 года и еще несколько лет доводился до «уровня времени». Неуклонно развивался портовый флот. По очереди проходили капитальный ремонт буксиры и баржи, не видевшие его по 10-15 лет. Для перевозки людей портофлот получил 3 не- Ремонт ряжей второго причала Мурманского порта

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz