Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
с е в е р н ы е ВОРОТА РОССИИ глава 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! м урм анском у морскому то р го во м у п орту - 100 ЛЕт! ГЛАВА 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! м урм анском у м орскому то р го во м у порту - 100 ЛЕт! с е в е р н ы е ВОРОТА РОССИИ порт после победы залечивание военных ран егодня трудно представить, каким был порт в пер вые послевоенные годы. Разрушен ные и поврежден ные причалы носили следы многочисленных, наспех за деланных воронок от бомб. От большинства складов остались только невысокие рампы и брандмауэрные сте ны из каменной кладки. На большинстве действующих причалов не было водопро вода, канализация полностью отсутствовала. Подземные ли нии электроснабжения пред ставляли собой разрозненные куски, не обеспечивавшие даже минимальные нужды порта в электроэнергии. По воспоминани ям портовиков, первая послевоенная пятилетка была «залечиванием ран». Эта работа была крайне важна для всей страны, которая восстанавливалась после гитле ровского нашествия. В 1946 году через Мурман ский порт шли важные импортные грузы для строительства газопровода Саратов-Москва. В порт было завербовано 555 человек. Но рабочих все равно не хватало, и к грузовым работам приходилось привлекать не грузовые подразделения порта. Вос становление разрушенного хозяйства порта велось силами его собственной ремонтно-строительной конторы, но вскоре стало ясно, что ей не под силу освоить такие объемы капитального строительства, не говоря уже о пол ном восстановлении и последующей генеральной реконструкции порта. В 1949 году для этих целей было соз дано строительное управление № 7, которое впоследствии было преоб разовано в СУ-416, а затем — в трест «Мурманскморстрой». Наибольшую озабоченность вы зывали изрядно обветшавшие при чалы, которые были построенные еще до войны (а некоторые —до рево люции) и наспех восстановлены после бомбар дировок. Кроме того, глубины у причалов были недостаточны для приема большегрузных судов. Восстановление началось с причалов № 1, 4, 5, а затем 6 и 7, применяя в качестве несущих кон струкций деревянные сваи и ряжи. Ряд трудностей возник при реконструкции причала № 12. Чтобы обеспечить у причала глу бины, достаточные для крупных судов, требова лись длинномерные деревянные сваи, которых не было. Тогда эти сваи стали склеивать из до сок, что позволяло им придавать практически любую длину. Причал на клееных сваях просу ществовал до 1970-х годов, когда его реконструи ровали на основе свай-оболочек. В 1953 году началось строительство полно стью механизированного комплекса по перера ботке апатитового концентрата, который стро ился 4 года и еще несколько лет доводился до «уровня времени». Неуклонно развивался портовый флот. По очереди проходили капитальный ремонт буксиры и баржи, не видевшие его по 10-15 лет. Для перевозки людей портофлот получил 3 не- Ремонт ряжей второго причала Мурманского порта
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz