Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

С Е В Е Р НЫ Е I гл ава 1 ВОРОТА I ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! РОССИИ I м урм ан ско м у м о р ск о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 л е т ! силоса, веточного корма и др. и тем самым сохранить по­ головье скота и лошадей порта. В чем особенно отличились стахановцы гужбазы порта, под опытным руководством т. Филиппова Ивана Ивановича. Ввиду недостатка бензина, автопарк порта не раз выхо­ дил из строя. Тогда стахановцы автобазы: Мариенко, Некрашевич и др., под руководством т. Рыдвана Федора Федоровича —су­ мели быстро перевести значительную часть автопарка на газогенераторное топливо, и тем самым обеспечить полно­ стью транспортные нужды порта. Механизаторы, под руководством т. Фролова Сергея Владимировича и т. Гуженко Тимофея Борисовича, изыски­ вая материалы с пожарищ, быстро и доброкачественно вос­ станавливали механизмы и вводили их в строй. Электрики и связисты, под руководством т.т. Лапшина Дмитрия Ефимовича и Пашкова Николая Васильевича —из кусков и обрывков (без наличия фондированных матери­ алов) достаточно хорошо восстанавливали разрушенное электро-силовое и телефонное оборудование порта и тем самый бесперебойно обеспечивали электропитание и связь. И так весь трудолюбивый коллектив порта, все его от­ дельно взятые хозяйства —не хныкали от трудностей, а сме­ ло и инициативно изыскивали всяческие пути, находили заменители, в массовом порядке использовывали отходы с пожарищ, изобретали, рационализировали, но полностью и самоотверженно обеспечивали производственные обязан­ ности перед родиной, решая главную задачу, ответствен­ нейшее правительственное задание —переработку импорт­ ных, военных грузов через Мурманский ТорговыйПорт. 1942 1943 1944 1945 (4 мес.) всего : Индивидуально-бригадным методом 12 145 520 219 896 Через курсовую сеть 759 432 1346 35 2572 ВСЕГО: 771 577 1866 254 3468 В том числе по видам профессий: Лебедчиков 402 162 6 6 8 — 1232 Механизаторов 39 94 339 24 496 Шоферов, трактористов 32 47 92 — 171 Весовщиков 204 144 196 — 544 Ср. тех. звено грузовых районов 63 19 147 2 231 Строительных рабочих — 70 293 204 567 Проч. профессий 31 41 131 24 227 ВСЕГО: 771 577 1866 254 3468 Особенно сильно испытывая трудности в квалифициро­ ванных кадрах и не имея реальной помощи в этом из вне, от­ дел кадров порта иучебно-курсовой комбинат, под руковод­ ством т. Дмитриева Сергея Никитича и т. Шустова Михаила Федоровича, обеспечил собственную подготовку кадров из числа совершенно не опытных в портовском деле, мобили­ зованных людей. Таким образом, за годы Отечественной войны, Мурман­ ским портом было подготовлено новых кадров: За те же годы войны охвачено учебой по повышению квалификации и освоению техминимума: 1943 г. —234 чел. 1944 г. —1733 чел. 1945 г. (4 мес.) —6059 чел. Всего: 8026 чел. Таким образом всеми видами производственного обуче­ ния за годы войны было охвачено —11.494человек. Вот эти именно, основные мероприятия, движимые из­ данными в 1942, 1943 и 1944 годах специальными распоря­ жениями Совнаркома Союза ССР по Мурманскому порту и всемерно поощряемые неустанной работой и вниманием со стороны лично товарища Микояна Л.И., а также направлен­ ные в процессе работ энергичными действиями находяще­ гося среди портовиков, в самые тяжелые дни войны» упол­ номоченного ГОКО товарища Папанина И.Д. — обеспечили на столько серьезную и высоко производительную работу мурманского порта по импортным операциям, что она не может войти ни в какие сравнения со всем прошлым перио­ дом существования порта, это наглядно видно из прилагае­ мых к сему схем и диаграмм. Но этого было бы далеко недостаточным и слишком не полным, если не сказать здесь о той огромной, практиче­ ской, повседневной помощи порту, оказываемой со сторо­ ны Мурманского областного Комитета ВКП/б/ и лично Зам. секретаря Обкома по транспорту тов. Прокофьева Василия Андреевича, а также со стороны северного военного флота и лично Начальника тыла Северного флота тов. Дубровина Николая Павловича. Зам. секретаря Мурманского Обкома по транспорту тов. Прокофьев В. А., совершенно правильно, оценив роль и зна­ чение Мурманского порта в Великой Отечественной войне, главное свое внимание и заботу направил на всемерное уси­ ление и развитие Мурманского порта, с целью достижения самых высоких темпов работы и ускорения импортных опе­ раций. Ни какая (большая и малая) работа в порту, не усколь­ зала от пристального и опытного глава т. Прокофьева. Он всегда живо и энергично реагировал на все запросы пор­ та и всегда находил пути к их немедленному разрешению, именно за эти качества, за большую и неоценимую помощь в работе, так высоко ценят портовики т. Прокофьева В.А., — старого, опытного производственника. 134 гл ава 1 I С Е В Е Р НЫ Е ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! I ВОРОТА м урм ан ско м у м о р с к о м у т о р го в о м у п о р т у - 100 л е т ! I РОССИИ Начальник тыла Северного флота тов. Дубровин Н.П., в самые тяжелые дни военных действий, взял Мурманский порт под свое руководство и тем самым обеспечил устойчи­ вую работу порта в этот период. Больше того, т. Дубровин крепко помог порту в восста­ новлении разрушенного хозяйства как своими силами, так и материалами. Он обеспечил подъем у причалов всех затопленных транспортов. Практически помог порту в представлении своего хилого фонда. Безотказанно производил на судо­ ремонтных базах северного флота всевозможные ремонты оборудования и выполнение равных заказов порта, обеспе­ чил многочисленные перестановочные операции транс­ портного флота буксирами Северного флота, энергично руководил выделенным для порта личным составом бой­ цов, работающих на грузовых операциях. Выделил для рас­ ширения грузовых операций два причала, принадлежащих флотуи значительную часть территории для складирования грузов. Обеспечил авторотой тыла Северного флота боль­ шую часть транспортных операций по перевозке импортных грузов, произвел полный монтаж (корпуса и механизмов) импортного 90-тонного плавучего крана и многие другие работы, связанные с импортными операциями в порту. Народный Комиссар Морского флота тов. Ширшов Петр Петрович и Начальник Главморпорта тов. Бакаев Виктор Георгиевич —много уделили внимания и заботы в деле раз­ вития Мурманского порта. Они неоднократно, в самые жар­ кие периоды работы порта, вмоменты интенсивных бомбар­ дировок, приезжали в Мурманск для личного руководства спецоперациями. Народный Комиссар почти не отлучно находился на причалах, вникал во все сложные детали работы порта и разрешал их на ходу, оперативно. Народный Комиссар находил время бывать и выступать перед портовиками почти на всех больших и малых собра­ ниях и совещаниях, помогая портовикам разрешать все про­ изводственные вопросы. Заместители Народного Комиссара внешней торговли СССР товарищи: Крутиков Алексей Дмитриевич, Кузьмин Михаил Романович, Степанов Михаил Степанович, а в осо­ бенности тов. Борисов Сергей Алексеевич — и находясь в Москве, и пребывая в Мурманске, особенно иного уделили внимания развитию Мурманского порта, в части оснащения его мощной техникой, а также по линии продовольственно­ го и материально-технического снабжения. Такого дела портовики ни когда не забудут и всегда с благодарностью будут вспоминать имена этих руководите­ лей. Мурманский порт стоял в центре внимания. Пожалуй не найдется вМурманске ни одной организации, которая быне участвовала в оказании практической помощи порту. Много и очень много не названо еще здесь имен и фами­ лийотдельных участников —истинных патриотов, которые не мало вложили своего личного труда в большое, серьез­ нейшее дело порта, производимое в период Великой Отече­ ственной войны. Но всех их назовет и укажет Великая история нашей ро ­ дины, куда составной частью войдет ныне разработанная под руководством т. Вольт Г.В. —история Мурманского пор­ та. В заключение следует сказать, что Мурманский порт все надежды партии и правительства вполне оправдал. Он с честью справился со всеми задачами, которые пе­ ред ним ставились правительством. Партия и Правительство высоко оценили работу порта. За период отечественной войны 350 чел. портовиков были награждены орденами и медалями. Благодаря нашейПартии и нашего правительства, лицо Мурманского порта коренным образом изменилось. Порт стал неузнаваем. И вот в свете этого, оглядываясь на пройденный путь и ликуя в связи с историческим событием —полной побе­ дойнад гитлеровской Германией, особенно знаменательно будет отметить портовикам свой юбилей —30-летие суще­ ствования Мурманского торгового порта, который будет 19 июня 1945 года. Мурманский порт красят его люди, среди коллектива портовиков имеются имена таких ветеранов, которые чуть ли не с первых днейоснования порта работают в нем, кото­ рые сделали неоценимые услуги порту и родине и которые по сути дела являлись и являются костяком кадров порта. Многие из этих лиц, по своему физическому состоянию, уже давно являются инвалидами труда, но несмотря ни на что, они все же продолжают работать в порту, на благо ро ­ дины. Они крепко любят свойроднойМурманским порт, вся их жизнь была посвящена порту. Порт вырос на их глазах и при их непосредственном участии. Поэтому юбилей порта одновременно является и юби­ леем труда ветеранов-портовиков. 1с 1с 1с 1с 1с Описывая прошлое и настоящее Мурманского торгово­ го порта, не будет липким также сказать несколько слов и о будущем порта.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz