Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
С Е В Е Р НЫ Е I гл ава 1 ВОРОТА I ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! РОССИИ I м урм ан ско м у м о р ск о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 л е т ! силоса, веточного корма и др. и тем самым сохранить по головье скота и лошадей порта. В чем особенно отличились стахановцы гужбазы порта, под опытным руководством т. Филиппова Ивана Ивановича. Ввиду недостатка бензина, автопарк порта не раз выхо дил из строя. Тогда стахановцы автобазы: Мариенко, Некрашевич и др., под руководством т. Рыдвана Федора Федоровича —су мели быстро перевести значительную часть автопарка на газогенераторное топливо, и тем самым обеспечить полно стью транспортные нужды порта. Механизаторы, под руководством т. Фролова Сергея Владимировича и т. Гуженко Тимофея Борисовича, изыски вая материалы с пожарищ, быстро и доброкачественно вос станавливали механизмы и вводили их в строй. Электрики и связисты, под руководством т.т. Лапшина Дмитрия Ефимовича и Пашкова Николая Васильевича —из кусков и обрывков (без наличия фондированных матери алов) достаточно хорошо восстанавливали разрушенное электро-силовое и телефонное оборудование порта и тем самый бесперебойно обеспечивали электропитание и связь. И так весь трудолюбивый коллектив порта, все его от дельно взятые хозяйства —не хныкали от трудностей, а сме ло и инициативно изыскивали всяческие пути, находили заменители, в массовом порядке использовывали отходы с пожарищ, изобретали, рационализировали, но полностью и самоотверженно обеспечивали производственные обязан ности перед родиной, решая главную задачу, ответствен нейшее правительственное задание —переработку импорт ных, военных грузов через Мурманский ТорговыйПорт. 1942 1943 1944 1945 (4 мес.) всего : Индивидуально-бригадным методом 12 145 520 219 896 Через курсовую сеть 759 432 1346 35 2572 ВСЕГО: 771 577 1866 254 3468 В том числе по видам профессий: Лебедчиков 402 162 6 6 8 — 1232 Механизаторов 39 94 339 24 496 Шоферов, трактористов 32 47 92 — 171 Весовщиков 204 144 196 — 544 Ср. тех. звено грузовых районов 63 19 147 2 231 Строительных рабочих — 70 293 204 567 Проч. профессий 31 41 131 24 227 ВСЕГО: 771 577 1866 254 3468 Особенно сильно испытывая трудности в квалифициро ванных кадрах и не имея реальной помощи в этом из вне, от дел кадров порта иучебно-курсовой комбинат, под руковод ством т. Дмитриева Сергея Никитича и т. Шустова Михаила Федоровича, обеспечил собственную подготовку кадров из числа совершенно не опытных в портовском деле, мобили зованных людей. Таким образом, за годы Отечественной войны, Мурман ским портом было подготовлено новых кадров: За те же годы войны охвачено учебой по повышению квалификации и освоению техминимума: 1943 г. —234 чел. 1944 г. —1733 чел. 1945 г. (4 мес.) —6059 чел. Всего: 8026 чел. Таким образом всеми видами производственного обуче ния за годы войны было охвачено —11.494человек. Вот эти именно, основные мероприятия, движимые из данными в 1942, 1943 и 1944 годах специальными распоря жениями Совнаркома Союза ССР по Мурманскому порту и всемерно поощряемые неустанной работой и вниманием со стороны лично товарища Микояна Л.И., а также направлен ные в процессе работ энергичными действиями находяще гося среди портовиков, в самые тяжелые дни войны» упол номоченного ГОКО товарища Папанина И.Д. — обеспечили на столько серьезную и высоко производительную работу мурманского порта по импортным операциям, что она не может войти ни в какие сравнения со всем прошлым перио дом существования порта, это наглядно видно из прилагае мых к сему схем и диаграмм. Но этого было бы далеко недостаточным и слишком не полным, если не сказать здесь о той огромной, практиче ской, повседневной помощи порту, оказываемой со сторо ны Мурманского областного Комитета ВКП/б/ и лично Зам. секретаря Обкома по транспорту тов. Прокофьева Василия Андреевича, а также со стороны северного военного флота и лично Начальника тыла Северного флота тов. Дубровина Николая Павловича. Зам. секретаря Мурманского Обкома по транспорту тов. Прокофьев В. А., совершенно правильно, оценив роль и зна чение Мурманского порта в Великой Отечественной войне, главное свое внимание и заботу направил на всемерное уси ление и развитие Мурманского порта, с целью достижения самых высоких темпов работы и ускорения импортных опе раций. Ни какая (большая и малая) работа в порту, не усколь зала от пристального и опытного глава т. Прокофьева. Он всегда живо и энергично реагировал на все запросы пор та и всегда находил пути к их немедленному разрешению, именно за эти качества, за большую и неоценимую помощь в работе, так высоко ценят портовики т. Прокофьева В.А., — старого, опытного производственника. 134 гл ава 1 I С Е В Е Р НЫ Е ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! I ВОРОТА м урм ан ско м у м о р с к о м у т о р го в о м у п о р т у - 100 л е т ! I РОССИИ Начальник тыла Северного флота тов. Дубровин Н.П., в самые тяжелые дни военных действий, взял Мурманский порт под свое руководство и тем самым обеспечил устойчи вую работу порта в этот период. Больше того, т. Дубровин крепко помог порту в восста новлении разрушенного хозяйства как своими силами, так и материалами. Он обеспечил подъем у причалов всех затопленных транспортов. Практически помог порту в представлении своего хилого фонда. Безотказанно производил на судо ремонтных базах северного флота всевозможные ремонты оборудования и выполнение равных заказов порта, обеспе чил многочисленные перестановочные операции транс портного флота буксирами Северного флота, энергично руководил выделенным для порта личным составом бой цов, работающих на грузовых операциях. Выделил для рас ширения грузовых операций два причала, принадлежащих флотуи значительную часть территории для складирования грузов. Обеспечил авторотой тыла Северного флота боль шую часть транспортных операций по перевозке импортных грузов, произвел полный монтаж (корпуса и механизмов) импортного 90-тонного плавучего крана и многие другие работы, связанные с импортными операциями в порту. Народный Комиссар Морского флота тов. Ширшов Петр Петрович и Начальник Главморпорта тов. Бакаев Виктор Георгиевич —много уделили внимания и заботы в деле раз вития Мурманского порта. Они неоднократно, в самые жар кие периоды работы порта, вмоменты интенсивных бомбар дировок, приезжали в Мурманск для личного руководства спецоперациями. Народный Комиссар почти не отлучно находился на причалах, вникал во все сложные детали работы порта и разрешал их на ходу, оперативно. Народный Комиссар находил время бывать и выступать перед портовиками почти на всех больших и малых собра ниях и совещаниях, помогая портовикам разрешать все про изводственные вопросы. Заместители Народного Комиссара внешней торговли СССР товарищи: Крутиков Алексей Дмитриевич, Кузьмин Михаил Романович, Степанов Михаил Степанович, а в осо бенности тов. Борисов Сергей Алексеевич — и находясь в Москве, и пребывая в Мурманске, особенно иного уделили внимания развитию Мурманского порта, в части оснащения его мощной техникой, а также по линии продовольственно го и материально-технического снабжения. Такого дела портовики ни когда не забудут и всегда с благодарностью будут вспоминать имена этих руководите лей. Мурманский порт стоял в центре внимания. Пожалуй не найдется вМурманске ни одной организации, которая быне участвовала в оказании практической помощи порту. Много и очень много не названо еще здесь имен и фами лийотдельных участников —истинных патриотов, которые не мало вложили своего личного труда в большое, серьез нейшее дело порта, производимое в период Великой Отече ственной войны. Но всех их назовет и укажет Великая история нашей ро дины, куда составной частью войдет ныне разработанная под руководством т. Вольт Г.В. —история Мурманского пор та. В заключение следует сказать, что Мурманский порт все надежды партии и правительства вполне оправдал. Он с честью справился со всеми задачами, которые пе ред ним ставились правительством. Партия и Правительство высоко оценили работу порта. За период отечественной войны 350 чел. портовиков были награждены орденами и медалями. Благодаря нашейПартии и нашего правительства, лицо Мурманского порта коренным образом изменилось. Порт стал неузнаваем. И вот в свете этого, оглядываясь на пройденный путь и ликуя в связи с историческим событием —полной побе дойнад гитлеровской Германией, особенно знаменательно будет отметить портовикам свой юбилей —30-летие суще ствования Мурманского торгового порта, который будет 19 июня 1945 года. Мурманский порт красят его люди, среди коллектива портовиков имеются имена таких ветеранов, которые чуть ли не с первых днейоснования порта работают в нем, кото рые сделали неоценимые услуги порту и родине и которые по сути дела являлись и являются костяком кадров порта. Многие из этих лиц, по своему физическому состоянию, уже давно являются инвалидами труда, но несмотря ни на что, они все же продолжают работать в порту, на благо ро дины. Они крепко любят свойроднойМурманским порт, вся их жизнь была посвящена порту. Порт вырос на их глазах и при их непосредственном участии. Поэтому юбилей порта одновременно является и юби леем труда ветеранов-портовиков. 1с 1с 1с 1с 1с Описывая прошлое и настоящее Мурманского торгово го порта, не будет липким также сказать несколько слов и о будущем порта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz