Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

С Е В Е Р НЫ Е I глава 1 ВОРОТА I ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! РОССИИ I м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 ЛЕт! С е кре тно Э кз. № 1 к р а т к и м о б з о р р а з в и т м у р м а н с к о г о т о р г о в о г о П О Р Т А ( 1 9 1 5 - 1 9 4 В наступающий день 19 июня 1945 года исполняется 30-летие существования Мурманского Торгового порта. Эта дата замечательна тем, что 19 июня 1915 года, со­ гласно трудов профессора В.Е. Ляхницкого «первые стро­ ительные работы по сооружению пристанских устройств в месте выхода железной дороги к водам Северного ледови­ того океана были исполнены в 1915 году, имеются сведе­ ния в кратких донесениях инженера Матвеичева. О партии инженера известно, что она приступила к работам в районе Семеновых островов 19 июня.» (50-и выпуск трудов торго­ вых портов «Изыскания на Мурманском побережьи Север­ ного ледовитого океана, произведенные в 1914-1917 годах, для составления глубокого торгового порта» —издание 1917 года, стр. 15-51). С этого времени, год за годом, начались развитие и экс- плоатационная деятельность Мурманского Торгового пор­ та. Мысль о сооружении на Севере незамерзающего пор­ та со свободным выходом на международные комуникации возникала у некоторых государственных деятелей еще в 1890 году, но отсутствие сообщения с центром страны, не- исследование и незаселенность края, пугали царских пра­ вителей, считавших постройку порта на Мурмане нелепойи несвоевременной. Непосредственным толчком для сооружения Мурман­ ского порта и железной дороги послужила война 1914 года, имевшая одним из своих последствий закрытие всех портов Балтийского иЧерного морей. Началом существования мурманского порта следует считать 19 июня 1915 года, т.е. начало постройки железнодо­ рожной пристани на Семеновских островах в Кольском за­ ливе (ныне первыйпричал пирса №1). В 1916 году было при- ступлено к постройке двух последующих причалов (ныне причалы №№1 и 2), а к весне 1917 года, когда Мурманск был соединен с общейсетью железных дорог сплошным рельсо­ вым путем, было сооружено еще три причала (ныне —№№ 3, 4 и 5). К концу 1918 года было построено еще два причала (ныне —№№ 6 и 7) и лихтерная пристань (ныне деревянная южная часть причала № 8). Одновременно с постройкой причалов произведены были работы по сооружению скла­ дов, жилых домов (бараков), водопровода, электростанции и прочих служб. Судоремонт обслуживался плавучими ма­ стерскими. В период времени с 1915 по 1918 год, через порт произво­ дилась переработка исключительно импортных грузов для железной дороги, военного и морского ведомств. В летнюю и осеннюю навигацию 1916 года было обработано около 20 пароходов, с 26 декабря 1916 года по 17 мая 1917 года было переработано через порт 63.500 тонн грузов. Зимой же 1917 года грузовые операции в порту почти прекратились. В марте 1918 года меньшевистско-эсеровское руковод­ ство из Мурманского совета совершило предательский ма­ невр по подготовке сдачи Мурмана интервентам, которые воспользовавшись этим начали усиленно стягивать на Мур­ ман свои вооруженные силы. Таким образом мурманские события послужили исход­ ным пунктом для вооруженной интервенции империали­ стов на Севере России. Под влиянием большевистской пропаганды, среди во­ йск интервентов началось разложение и в первых числах октября 1919 года войска интервентов оставили Мурманск. 21 февраля 1920 года произошло восстание рабочих, солдат и матросов в Мурманске, а через короткий срок весь Мурман был освобожден от белогвардейцев силами Крас­ нойАрмии. Точных данных о работе порта за время интервенции не имеется, однако известно, что в течение этого периода порт работал интенсивно по перевалке грузов для армии интер­ вентов. Никаких работ по усовершенствованию и развитию порта не производилось. Недостроенные причалы. Просевший местами настил, уложенный на клетках, разрушенные склады, 10 различных кранов, приведенных в негодность. 34 плавучих единицы портового флота затопленные и частично приведенные в негодность. Отсутствие хозяйства и промышленности. Вот наследство, которое осталось вМурманске после интервен­ ции. Невзирая на это, уже летом 1920 года были начаты раз­ личные научно-исследовательские работы по развитию мурманского порта. В марте 1921 года впервые была организована и отправ­ лена из Мурманского порта крупная зверобойная экспеди­ ция в составе 4 ледокольных пароходов вгорло Белого моря. Затем также была организована первая арктическая (Кар­ ская) экспедиция к устьям сибирских рек, в составе ледоко­ глава 1 СЕ В Е Р НЫ Е ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! ВОРОТА м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 ЛЕт! РОССИИ ла «Ленин» и пяти транспортных судов, под руководством известного полярного капитана Свердрупа. Были восста­ новлены регулярные рейсы вдоль мурманского побережья пароходом «Пролетарий». С этого же года (после прорыва кольца экономической блокады) через порт в Страну Со­ ветов начали поступать заграничные грузы. Грузооборот порта за 1921 год составил 104.382 тонны, из которых 85% составлял импорт. В 1924 году грузооборот порта достиг уже 231.806 тонн. Порт посетило 569 судов, из которых 106 —иностранных. С каждым годом развитие и значение Мурманского Тор­ гового порта продолжают расти. Грузооборот в 1927 годууже достигает 493.000 тонн. Порт становится надежными воротами не только для экономических сношений с другими странами мира, но и воротами в арктику. Мурманский порт былучастником подготовки экспеди­ ции ледокола «Малыгин» для спасения экспедиции Нобиле и дирижабля «Италия». Огромное влияние на дальнейший ход усиления пор­ та оказали бурные темпа экономического развития всего Кольского полуострова, пробужденного к жизни — незаб­ венным Сергеем Мироновичем Кировым. В значительной степени этому способствовало также и бурное развитие рыбной промышленности на Мурмане, проводимое под умелым и Испытанным руководством това­ рища Микояна. А посещение мурманского порта, в июле 1933 года, то­ варищами Сталиным, Кировым и Ворошиловым — вообще внесло коренной перелом во всю окружащую жизнь и эко­ номику далекого Заполярья. Вскоре после этого г. Александровск переименован в гор. Полярное, где сооружается база Северного военного флота, сыгравшего большую роль в деле защиты Мурман­ ского порта во время Отечественной войны и обеспечив­ шего бесперебойные операции по проходу караванов о им­ портными грузами. В 1934 году порт посетило 1.766 судов. грузооборот до­ стиг 1.202.000 тонн. После 1933 года, ежегодно стали посещать Арктику Бри­ танские корабли, которые ходили в Игарку за лесом, Мур­ манский порт служил промежуточной базой для этих экс­ педиций, советские суда также повезли грузы в Арктику и обратно. Так например в 1939 году из Мурманского порта было отправлено в Арктику около 80.000 тонн различного оборудования, материалов и продовольствия, а из Арктики в Мурманским порт —172.686 тонн шпицбергенских и печер­ ских углей. В том же году в Мурманске было начато строи­ тельство большой базы Севморпути. Осенью 1939 года началась война междуАнглиейи Гер­ манией. В СевернойАтлантике и в Баренцевом море появи­ лись военные корабли. Торговые суда, спасаясь от нападе­ ния, заходили в Мурманский порт для укрытия. В ноябре 1939 года началась финская кампания. Обста­ новка в порту и условия работы резко изменились, т.к. по­ требовалось снабжать фронт воем необходимым и именно через Мурманский порт. Порт с честью справился со всеми возложенными на вето задачами. Но наиболее серьезные испытания пришлось выдер­ жать Мурманскому порту в дни Великой Отечественной во­ йнысоветского народа с немецкими захватчиками. Гитлеровцы слишком много придавали значения горо­ дуМурманску и Мурманскому порту в своих захватнических устремлениях. Каверзы врага по намерениям захватить город Мур­ манск и Мурманский порт следует подразделить на три ос­ новных фазы: Первая —одиночные и мелко-групповые налеты враже­ ской авиации с бомбометанием авиабомб малых размеров и бреющие полеты с пулеметными обстрелами, только в свет­ лое время суток. Вторая —групповые налеты бомбардировочной авиации с бомбометанием средних и тяжелых авиабомб по наиболее жизненно-важным объектам, также в светлое время суток. Третья —учащенные массовые налеты вражеской авиа­ ции во все время суток (ночью и днем) и все время года (зи­ мойи летом), с бомбометанием всех видов авиабомб как фу­ гасно-осколочных, так в особенности —зажигательных, на все объекты города и порта. Особенно ожесточенными были налеты вражеской ави­ ации на город и порт втечение 1943 года. С наиболее тяжелыми последствиями для порта явились налеты вражеской авиации в дни 18 июня и 1июля 1942 г. Враг разрушил и сжег у порта: 1) Жилых Здании —67. 2) Служебных зданий—9. 3) Культ.-бытовых и производственных —13. 4) Материальных и грузовых складов —26. 5) Большую часть технических сооружений и оборудова­ ния. Общая сумма (учтенных) убытков по порту составила 45.603.405 рублей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz