Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

С Е В Е Р НЫ Е глава 1 ВОРОТА ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! РОССИИ м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 л е т ! Если в 1940 году Мурманский порт в среднем пе­ рерабатывал 50—60 тысяч тонн груза в месяц, то в 1944 году переработка была доведена до 150 ты­ сяч тонн. Постепенно расширялся и объем рыб­ ной ловли. В конце 1943 года только из Мурман­ ска на рыбные промыслы ушли 18 траулеров. В январе 1944 года для руководства прием­ кой конвоев в порты Мурманска, Архангельска и Северодвинска в город возвратился И.Д. Папа­ нин. А караваны все продолжали приходить и уходить. С конца марта и до середины ноября портовики разгрузили и загрузили по шесть арктических конвоев. Одновременно для по­ полнения действующих и развертывания при­ бывавших частей и соединений 14-й армии Ка­ рельского фронта была организована переправа Мурманск — мыс Мишуков. К перевозкам здесь привлекались суда Мурманского и Северного морских пароходств. Параллельно с этим велись работы по вос­ становлению порта, который в это время пред­ ставлял собой пять самостоятельных районов с 14 причалами, один из которых, № 3 первого района, не имел подъездных путей и использо­ вался как складская площадка. На районе № 4, имеющем один причал и удаленном от города, происходила выгрузка взрывоопасного груза. На 1-м и 6-м районах порта по одному причалу ис­ пользовалось специально для снятия с парохо­ дов плавучими кранами тяжеловесов: паровозов, танков, торпедных катеров. Таким образом, в порту можно было одно­ временно производить разгрузку 13-ти парохо­ дов, из них на десяти причалах полную и на трех —частичную. При приходе каравана в составе более деся­ ти единиц, портом практиковалась разгрузка па­ роходов в две очереди, на тех причалах, которые имеют большую складскую площадь, разгружа­ лось до двух судов одного каравана. При этом в среднем в сутки было непосредственно занято до 3000-3200 человек грузчиков, не считая персо­ нала, обслуживающего подъемные механизмы, экспедиторов, весовщиков, работников учета и др. Работы по разгрузке производились кругло­ суточно в три смены, одновременно работало до 600 бригад в количестве 800-1100 человек. Всего же в порту осенью 1944 года работало 5200-5300 человек. К маю собственными силами порт вос­ становил два пятиэтажных жилых дома для своих сотрудников и клуб моряков. Пополнение парка подъемных механизмов, начатое в конце 1943 года, дало возможность пор­ ту в 1944 году сменить все старые краны и обе­ спечить нормальную выгрузку пароходов. В от­ личие от предыдущих лет, на причалах широко использовался имеющийся в порту парк автома­ шин в количестве 50 единиц. В отдельные дни их число доходило до 100 за счет парка Северного флота. Мелкий груз непосредственно из трюма погружался на машины и отвозился на тыловые площадки, что позволяло не держать причалы в непосредственной близости от парохода доста­ точно свободными. В начале октября 1944 года советские войска на­ чали в Заполярье Петса- мо-Киркенесскую насту­ пательную операцию, и вскоре угроза Мурманску была снята. В это же время Советский Союз согласил­ ся помочь в переброске из Англии в Мурманск и да­ лее в Северную Норвегию подразделения Норвеж­ ской освободительной ар­ мии. Именно таким путем в Мурманске оказался, хоть и ненадолго, зна­ менитый ныне путешественник Тур Хейердал (Th0r Heyerdahl), тогда лейтенант норвежский армии. Через некоторое время он из Киркенеса таким же путем вернулся в Лондон. Следует заметить, что в 1944 году впервые во время союзных конвоев ни один из транспортов не был потерян от атак самолетов. Большое ко­ личество прибывавших грузов и сравнительно спокойные условия работы позволили до конца года обработать наибольшее количество грузов по сравнению с предыдущими годами Великой Отечественной войны, при этом грузооборот Мурманского порта достиг довоенного уровня. 124 ■ ш глава 1 СЕ В Е Р НЫ Е ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! ВОРОТА м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 л е т ! РОССИИ В конце года порт от штурмовых методов разгрузки союзных конвоев стал переходить к их планомерной обработке. В учебно-курсовом ком­ бинате порта открылись курсы по подготовке специалистов строительного профиля — столь необходимых на восстановительных работах. До самого конца войны через Мурманский порт шли грузы, необходимые фронту и тылу. Зимой и весной 1945 года в Мурманск доставили грузы шести союзных конвоев в составе 86 судов. Последний из них, JW-67, прибыл в Мурманск уже после капитуляции Германии, 20 мая 1945 года. В Шотландию последним 23 мая ушел RA- 67. В это время порт работал в условиях мирно­ го времени, была полностью восстановлена вся механизация, дополнительно построены семь американских разборных складов, а на 9-м и 10-м причалах установлены два больших пор­ тальных крана грузоподъемностью 40 и 45 тонн. Также в акватории работали два английских 75-тонных плавкрана. Всего в мае 1945 года порт располагал пятьюдесятью кранами грузоподъ­ емностью от 2,5 до 75 тонн. Здесь работали около 4800 человек, в том числе 2600 грузчиков. Един­ ственным существенным затруднением стала только нехватка подвижного железнодорожного состава. Сорок месяцев днем и ночью враг угрожал городу. Война нанесла Мурманску огромный урон. Позже было подсчитано, на него было со­ вершено 792 воздушных налета, в которых уча­ ствовало 8244 вражеских самолета, сбросивших 4100 фугасных и 180 тыс. зажигательных бомб. В среднем на каждого жителя Мурманска при­ ходилось по 31 килограмму взрывчатки и семь зажигательных бомб. Полностью или частично было разрушено около полутора тысяч домов — более половины жилищного фонда. Не осталось ни одного неповрежденного производственного здания. По количеству и плотности нанесенных по городу бомбовых ударов среди советских го­ родов Мурманск уступает лишь Сталинграду. 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz