Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

С Е В Е Р НЫ Е глава 1 ВОРОТА ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! РОССИИ м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 ЛЕт! Ему вторил капитан одного из пароходов, побывавших в войну в Мурманске, Аксель Пир­ сон (Axel Pearson): «На нас сбрасывали бомбы утром, днем и ночью. Мы переживали по четыр­ надцать бомбежек в день... Здесь вошло в при­ вычку работать до самого последнего сигнала тревоги, а многие продолжали работу и во время налетов... Что это за люди? Любую работу, как бы опасна она ни была, они выполняют весело. Я никогда не наблюдал у них подавленного на­ строения... Мне нравятся русские. Они знают, за что борются». И мурманчане боролись, не щадя сил. Так, когда в январе 1943 года было получено задание всего за одиннадцать дней построить коллектор для слива горючего с прибывающих транспор­ тов прямо в железнодорожные цистерны, рабо­ чие трубопроводного цеха на 35-ти градусном мо­ розе под пронизывающим ветром на открытой эстакаде, работали без перерывов и сна по двад­ цать часов. Сборка коллектора была закончена за семь дней. Бензин и другое топливо потекли в цистерны из танков иностранных транспортов. Зимняя навигация 1942-1943 годов продол­ жалась всего три месяца. За этот короткий пе­ риод в Мурманский порт доставили грузы пять союзных конвоев, прошло 53 судна, обработано 214,5 тыс. тонн импортного и 52,2 тыс. тонн экс­ портного груза. Обратно в Шотландию из Мур­ манска ушло четыре конвоя. Портовики довели суточные нормы выгрузки до 6000 тонн, обра­ батывая на оба борта одновременно до 13 транс­ портов. Благодаря самоотверженному труду, умелому использованию средств механизации удалось обеспечить своевременную разгруз­ ку и загрузку судов в условиях нехватки рабо­ чей силы и техники. В частности, порт не имел тогда механизмов для перевалки тяжеловесов. Выручил смелый эксперимент механизаторов, которые использовали для выгрузки тяжелого оборудования, танков, паровозов массой до 80 тонн четыре спаренных крана. Для перевалки относительно легких грузов стали широко при­ менять гусеничные краны грузоподъемностью 3 тонны. Их временно устанавливали на палубе судов. Мощные же судовые лебедки использова­ ли только для перегрузки тяжелой техники. С марта по октябрь, в течение восьми ме­ сяцев, в порты Мурманска и Архангельска не пришло ни одного союзного конвоя из США и Англии. Поэтому в июле 1943 года И.Д. Папанин, которому присвоили звание контр-адмирала, был направлен для руководства арктической на­ вигацией в восточном районе Арктики. Это было связано с увеличением количества иностранных и советских судов, доставлявших военные и хо­ зяйственные грузы из США в дальневосточные порты и дальше по Северному морскому пути на запад. Вражеская авиация в середине февраля и в марте осуществила несколько налетов на город и порт. В результате причалы получили значи­ тельные разрушения и был поврежден англий­ ский транспорт, стоявший под разгрузкой. Са­ мые тяжелые последствия принесло попадание бомбы в железнодорожный вагон с взрывчаткой, стоявший у склада № 14. Произошел мощный взрыв, вызвавший пожар. В итоге на складе сго­ рело огромное количество американских грузов, в том числе двадцать автомобилей. Погибли три человека и еще двенадцать получили ранения. Летом 1943 года в порту были проведены большие восстановительные работы — много­ численные причалы позволяли одновременно разгружать 14 пароходов. Были установлены пять импортных портальных кранов, транспор­ тер, реконструированы железнодорожные пути, подготовлены складские помещения, возле всех причалов были оборудованы бомбоубежища. В порту был сформирован специальный сводный грузовой полк. 22 июня 1943 года Военный совет Карель­ ского фронта принял решение «О строительстве оборонительных сооружений», которое предус­ матривало укрепление внутренней и круговой обороны Мурманска. До 7 ноября в основном силами гражданского населения предстояло возвести 68 сооружений. Эти работы начались незамедлительно и продолжались, как писалось тогда, «независимо от состояния погоды». Рабо­ чие и служащие выходили строить защитную систему города на 2-3 часа после трудового дня и на 8-9 часов по воскресеньям. Отмечалось, что особенно отличился коллектив торгового порта, 122 глава 1 СЕ В Е Р НЫ Е ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! ВОРОТА м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 ЛЕт! РОССИИ СХЕМА МЕСТ ГИБЕЛИ СУДОВ И КОРАБЛЕЙ НА ПОДХОДАХ И В КОЛЬСКОМ ЗАЛИВЕ строивший укрепления вдоль берега Кольского залива. Все работы были закончены досрочно — к концу октября. Зачастую люди и жили там, где работали. Военный ветеран О.А. Андреев вспоминал: «На север я попал в конце 1943 г., когда с командой из шести человек под началом главстаршины при­ был из Москвы в Мурманск. Страшную картину в то время представлял город, особенно его глав­ ный проспект — гордость мурманчан. Справа и слева и вдоль всего проспекта торчали остатки стен с зияющими глазницами разбитых окон­ ных проемов, а то просто из кучи мусора, кир­ пича и каких-то искривленных металлических балок, высоко в небо простирались обгоревшие трубы-дымоходы в переплетении электриче­ ских проводов, и казалось, что это не проспект, а какой-то изначальный хаос. Лишь один дом, каким-то чудом уцелевший, напоминал о по­ гибшей цивилизации. Таковы были действия не­ мецкой авиации». К зимней навигации 1943-1944 годов в по­ мощь кадровым грузчикам прибыли бойцы Ка­ рельского и Северного флотов. Для обеспечения нормальной разгрузки судов рабочей силы в пор­ ту было достаточно, недостаток ощущался толь­ ко в подъемных механизмах. Для выправления ситуации по распоряжению НКВТ СССР в кон­ це 1943 года порт получил большое количество различных импортных подъемных механизмов и автотранспорта, что позволило значительно увеличить темпы разгрузочно-погрузочных ра­ бот —иногда отправляли до 600 вагонов в сутки. В некоторые дни на работу в порту приходилось привлекать даже сотрудников управления Мур­ манского морского пароходства. В этот период Мурманский порт принял 92 судна, переработал 624 тыс. тонн импортного и 42,1 тыс. тонн экспортного груза, то есть за пять месяцев работы в навигацию 1943/1944 года порт переработал грузов больше, чем за весь 1940 год. Мурманск, 1942 г. 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz