Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
С Е В Е Р НЫ Е глава 1 ВОРОТА ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! РОССИИ МУРМАНСКОМУ МОРСКОМУ т о р г о в о м у п о р т у - 100 ЛЕТ! «зажигалки». Население прилегающих к пожа ру кварталов эвакуировалось из домов —сплош ной поток людей и вещей...» Тысячи горожан лишились жилья, и им пришлось перебраться в землянки, спешно строящиеся на берегу озера Питьевое, у вос точной окраины Мурманска. Впоследствии там вырос целый «город» с улицами и собственной инфраструктурой. Люди голодали: за май было зарегистрировано 1 177 случаев заболеваний цингой, за июнь — 1 226 случаев. От гуманитар ной катастрофы мурманчан спасли союзные ка раваны. После 5 августа 1942 года налеты на Мур манск прекратились, но торговый порт был сильно разрушен и оказался не в состоянии принимать крупные транспорты и обрабатывать доставляемые ими грузы. Это, а также потери в конвоях во время переходов от немецкой авиа ции и подводных лодок, вынудили правитель ство Великобритании временно приостановить отправки в Советский Союз до наступления по лярной ночи. Порт в это время обеспечивал снабжение и оперативные перевозки для 14-й и 19-й армий и Северного флота, а также проводил интенсив ные восстановительные работы. Все это требова ло немалых духовных и физических сил. Вопрос о продовольственном обеспечении мурманчан 10 ноября 1942 года рассмотрел Государственный Комитет Обороны, и вскоре портовики и желез нодорожники стали получать фронтовой продо вольственный паек. К приходу зимы в порту были восстановле ны пострадавшие от вражеской бомбардировки причалы № 1 и № 2, произведен ремонт железно дорожный путей, проведена заново электросеть, связь, отремонтированы «катучие» краны, вы полнены дноуглубительные работы и оборудо ван склад для хранения апатитового концентра та. Порт снова мог принимать корабли. К этому времени число работников в порту увеличилось до четырех тысяч человек. Для них в здании бывшего клуба моряков открыли сто ловую, сделали пять бомбоубежищ усиленного типа, оборудовали восемьдесят пять землянок для жилья за городом. Около шестисот вновь прибывших человек обучили массовым профес сиям. Усилилась и противовоздушная оборона го рода и прилегающих объектов. Еще 1942 году для защиты Мурманска и Кировской железной до роги на участке Мурманск-Тайбола и Боярская- Беломорск была сформирована 122-я истреби тельная авиационная дивизия ПВО, в начале целиком оснащенная английскими «Харрикей- нами» (Hawker Hurricane). К началу 1943 года в составе Мурманского дивизионного района ПВО насчитывалось уже 176 зенитных орудий, в том числе 134 калибром 76-мм и 85-мм, а также 120 глава 1 СЕ В Е Р НЫ Е ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! ВОРОТА м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 ЛЕТ! РОССИИ 220 зенитных пулеметов, 56 аэростатов загражде ния, 13 прожекторных станций и 2 локатора. Первый конвой под литером JW-51A после перерыва поставок без потерь вошел в Кольский залив 24 декабря. В его состав входило 15 грузо вых судов и танкер. Четвертого января 1943 года под разгрузку в Мурманском порту встали 14 торговых судов конвоя JW -5^ , груз которых составлял: 202 тан ка, 2046 прочих транспортных средств, 87 истре бителей, 33 бомбардировщика, 11 500 тонн горю чего, 12 650 тонн авиационного топлива и свыше 54 000 тонн других припасов. После этого моря ки получили возможность сойти на берег. Команды транспортов и боевых кораблей союзников были сильно впечатлены увиденным в порту Мурманска. Английский моряк и журна лист Дэйв Марлоу (Dave Marlow) потом писал: «Для меня это был другой мир. Суровый мир полумрака и такого жестокого холода, обжигаю щего лицо, в котором жизнь была долгой и оже сточенной борьбой с природой и людьми. Мир, где сигарета была роскошью, нормальная пища — мечтой. Нужно быть упрямым, чтобы вы носить это, даже в мирное время. А теперь, при недостатке пищи, тепла и нормального крова, когда линия фронта всего в сорока милях, при нескончаемых ночных налетах и постоянном риске оказаться убитым бомбой, сброшенной с самолета, все это приблизительно походило на мои представления об аде на земле...» Наблюдая работу в Мурманске в дни оже сточенных гитлеровских налетов, американ ский журналист подчеркивал: «Огромные воронки там, куда упали бомбы. Группа пожилых женщин засыпала их. Только упрямая настойчивость этих женщин поддер живала эти причалы... Женщины продолжали работу, несмотря на глубокий снег и жестокий мороз. Они вновь при ступали к работе, как только кончался налет, и даже работали во время налета, если он был не очень интенсивным... Двадцать четыре часа в сутки они носили, толкали, тянули, работая без отдыха в пургу, продолжавшуюся неделями. Нужно быть русским, чтобы оставаться здесь... Надрывающая сердце героическая работа, но не обходимая, чтобы грузы могли быть отправлены отсюда на фронт ... Если он когда-нибудь насту пит — этот мир, пусть скорее придет он к людям Мурманска. Они заслужили его». Женщины из подразделения народного ополчения Мурманска на военных занятиях Дружинницы Кировского района Мурманска торопятся на занятия по стрелковой подготовке. Женщины везут станковый пулемет «Максим» со снятым щитком 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz