Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

С Е В Е РНЫ Е ВОРОТА РОССИИ глава 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! м урм анском у м орском у то р го во м у п орту - 100 л е т ! Когда, например, после очередного воздуш­ ного налета загорелся один из вагонов со взрыв­ чаткой. Кладовщик И.С. Тупицын и весовщик 5-го района Н.В. Куликов с огнетушителем бро­ сились к пылавшему вагону. Оба они знали, что, если взорвется тринитротолуол, находившийся в вагоне, прогремят взрывы и в других вагоны, а порт будет уничтожен. Дело осложнилось тем, что у пятнадцатого причала стоял американ­ ский пароход «Bay0n Chic0» также груженный тринитротолуолом. Специалисты впоследствии подсчитали, что взрывчатых веществ и боепри­ пасов, находившихся в те дни в порту, было до­ статочно, чтобы поднять в воздух все причалы, склады, пароходы у пирсов и постройки при­ легающей части города. К счастью, благодаря мужеству портовиков, пожар был потушен. Ге­ роизм при тушении пожаров в порту проявили М.К. Амелин, И.А. Кондрашев и многие другие. В условиях непрерывных бомбардировок с воздуха в порту возникло движение «Работать и во время воздушных налетов». 30 мая в Мурманск пришел теплоход «Ста­ рый большевик» из каравана PQ-16, команда которого отбила несколько атак авиации, поту­ шила пожар на судне и, отказавшись покинуть судно, доставила военные грузы (в том числе авиабензин и взрывчатку) в Мурманск. За совер­ шенный подвиг теплоход был награжден орде­ ном Ленина, капитану И.И. Афанасьеву, помощ­ нику капитана К.М. Петровскому и матросу Б.И. Аказенку присвоено звание Героя Советского Союза. «Старый большевик» еще дожидался своей очереди на разгрузку опасных трюмов, когда 1 июня 24 бомбардировщика Ю-88 и 14 Ю-87 под прикрытием истребителей совершили три на­ лета на мурманский порт. Прямыми попадани­ ями были потоплены американский транспорт «Empire Starlight» из конвоя PQ-13, ранее уже дважды поврежденный немцами, и советский пароход «Субботник». Кроме того, в результате бомбежек был серьезно поврежден причал, сго­ рели двадцать складов, лесопильный завод, куз­ ница, гужевая база, морской интерклуб, здание управления порта и две столовых. Над Мурман­ ском поднялся огромнейший столб дыма, кото­ рый было видно за десятки километров. 2 июня налеты продолжились с новой си­ лой. Взрывами бомб были повреждены причалы № 1 и № 12, склад рыбного порта и подводная лодка Щ-404. Непрерывно восстанавливая разрушенную инфраструктуру порта, его сотрудники смогли дополнительно построить два грузовых прича­ ла в Лавне на западном берегу Кольского залива и пять санитарных причалов. Эти работы почти ежедневно отрывали от разгрузочных работ от 100 до 300 человек. Так как в это время в порту уже не было мощных портальных и плавучих кранов, при­ шлось для выгрузки особотяжелых грузов оста­ вить здесь английский пароход «Empire Bard», оснащенный стрелами для выполнения таких грузовых операций. Черной датой вошло в историю города 18 июня 1942 года, когда всего за одни сутки на Мурманск было сброшено более 12 000 зажи­ гательных бомб. Ситуацию усугубил сильный ветер, раздувавший очаги пожаров. Сплошное море огня разлилось от центра до северо-восточ­ ных окраин города. В результате сгорели около 620 домов, в том числе Дом культуры и здание горкома партии. И по-прежнему одной из глав- 118 1938 год. ДК им Кирова в день Выборов в Верховный Совет РСФСР ных целей налетов оставался мурманский порт. Английский моряк Джон Кенни (J0hn Kenney) вспоминал: «18 июня по мере приближения к городу я мог видеть широкую пелену дыма, ко­ торую ветер сдувал вправо... Около трети города горело, это было ужасно. Потом я увидел, что исчезла гостиница «Арктика», а северная часть города стала лесом кирпичных труб, возвышаю­ щихся над остатками сгоревших зданий». А вот что увидел уполномоченный ГКО И.Д. Папанин, вернувшийся из командировки: «Ког­ да поезд подошел к вокзалу, я не узнал города. От залива и железной дороги до самого центра простиралось выжженное пространство —пепе­ лища, закопченные печные трубы. Наш штаб на Пушкинской улице уцелел, хотя в здание попала бомба... Окрестные дома у порта были разруше- 1942 год. ДК им Кирова после пожара 18июля ны, но корабли стояли у причалов и шла обыч­ ная работа». К концу июня в результате массированных налетов (число которых только в июне состави­ ло 2 895 самолетовылетов) не только порт, но и город были практически уничтожены. 1-й секре­ тарь Мурманского областного комитета ВКП(б) М.И. Старостин 30 июня в своем дневнике сде­ лал запись: «...Поехал на Жилстрой. С горы вид на город — сплошное море огня. Деревянные дома горят как свечки. Дым от пожаров поднял­ ся над городом на несколько километров. Сверху сфотографировал пожар и поехал к горящим зданиям Жилстроя. Много валяется на земле зажигательных бомб, потушенных жителями. Загораются деревянные тротуары, заборы. Люди отрывают горящие доски. Досками же тушат 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz