Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
С Е В Е РНЫ Е ВОРОТА РОССИИ глава 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! м урм анском у м орском у то р го во м у п орту - 100 л е т ! Когда, например, после очередного воздуш ного налета загорелся один из вагонов со взрыв чаткой. Кладовщик И.С. Тупицын и весовщик 5-го района Н.В. Куликов с огнетушителем бро сились к пылавшему вагону. Оба они знали, что, если взорвется тринитротолуол, находившийся в вагоне, прогремят взрывы и в других вагоны, а порт будет уничтожен. Дело осложнилось тем, что у пятнадцатого причала стоял американ ский пароход «Bay0n Chic0» также груженный тринитротолуолом. Специалисты впоследствии подсчитали, что взрывчатых веществ и боепри пасов, находившихся в те дни в порту, было до статочно, чтобы поднять в воздух все причалы, склады, пароходы у пирсов и постройки при легающей части города. К счастью, благодаря мужеству портовиков, пожар был потушен. Ге роизм при тушении пожаров в порту проявили М.К. Амелин, И.А. Кондрашев и многие другие. В условиях непрерывных бомбардировок с воздуха в порту возникло движение «Работать и во время воздушных налетов». 30 мая в Мурманск пришел теплоход «Ста рый большевик» из каравана PQ-16, команда которого отбила несколько атак авиации, поту шила пожар на судне и, отказавшись покинуть судно, доставила военные грузы (в том числе авиабензин и взрывчатку) в Мурманск. За совер шенный подвиг теплоход был награжден орде ном Ленина, капитану И.И. Афанасьеву, помощ нику капитана К.М. Петровскому и матросу Б.И. Аказенку присвоено звание Героя Советского Союза. «Старый большевик» еще дожидался своей очереди на разгрузку опасных трюмов, когда 1 июня 24 бомбардировщика Ю-88 и 14 Ю-87 под прикрытием истребителей совершили три на лета на мурманский порт. Прямыми попадани ями были потоплены американский транспорт «Empire Starlight» из конвоя PQ-13, ранее уже дважды поврежденный немцами, и советский пароход «Субботник». Кроме того, в результате бомбежек был серьезно поврежден причал, сго рели двадцать складов, лесопильный завод, куз ница, гужевая база, морской интерклуб, здание управления порта и две столовых. Над Мурман ском поднялся огромнейший столб дыма, кото рый было видно за десятки километров. 2 июня налеты продолжились с новой си лой. Взрывами бомб были повреждены причалы № 1 и № 12, склад рыбного порта и подводная лодка Щ-404. Непрерывно восстанавливая разрушенную инфраструктуру порта, его сотрудники смогли дополнительно построить два грузовых прича ла в Лавне на западном берегу Кольского залива и пять санитарных причалов. Эти работы почти ежедневно отрывали от разгрузочных работ от 100 до 300 человек. Так как в это время в порту уже не было мощных портальных и плавучих кранов, при шлось для выгрузки особотяжелых грузов оста вить здесь английский пароход «Empire Bard», оснащенный стрелами для выполнения таких грузовых операций. Черной датой вошло в историю города 18 июня 1942 года, когда всего за одни сутки на Мурманск было сброшено более 12 000 зажи гательных бомб. Ситуацию усугубил сильный ветер, раздувавший очаги пожаров. Сплошное море огня разлилось от центра до северо-восточ ных окраин города. В результате сгорели около 620 домов, в том числе Дом культуры и здание горкома партии. И по-прежнему одной из глав- 118 1938 год. ДК им Кирова в день Выборов в Верховный Совет РСФСР ных целей налетов оставался мурманский порт. Английский моряк Джон Кенни (J0hn Kenney) вспоминал: «18 июня по мере приближения к городу я мог видеть широкую пелену дыма, ко торую ветер сдувал вправо... Около трети города горело, это было ужасно. Потом я увидел, что исчезла гостиница «Арктика», а северная часть города стала лесом кирпичных труб, возвышаю щихся над остатками сгоревших зданий». А вот что увидел уполномоченный ГКО И.Д. Папанин, вернувшийся из командировки: «Ког да поезд подошел к вокзалу, я не узнал города. От залива и железной дороги до самого центра простиралось выжженное пространство —пепе лища, закопченные печные трубы. Наш штаб на Пушкинской улице уцелел, хотя в здание попала бомба... Окрестные дома у порта были разруше- 1942 год. ДК им Кирова после пожара 18июля ны, но корабли стояли у причалов и шла обыч ная работа». К концу июня в результате массированных налетов (число которых только в июне состави ло 2 895 самолетовылетов) не только порт, но и город были практически уничтожены. 1-й секре тарь Мурманского областного комитета ВКП(б) М.И. Старостин 30 июня в своем дневнике сде лал запись: «...Поехал на Жилстрой. С горы вид на город — сплошное море огня. Деревянные дома горят как свечки. Дым от пожаров поднял ся над городом на несколько километров. Сверху сфотографировал пожар и поехал к горящим зданиям Жилстроя. Много валяется на земле зажигательных бомб, потушенных жителями. Загораются деревянные тротуары, заборы. Люди отрывают горящие доски. Досками же тушат 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz