Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

С Е В Е Р НЫ Е глава 1 ВОРОТА ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! РОССИИ м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 л е т ! Численность 5-го воздушного флота Герма­ нии, базировавшегося в Норвегии и Финляндии, к весне 1942 года увеличилась до 500 самолетов. Немецкая авиация приступила к массирован­ ным налетам на Мурманск. Вражеские летчики пытались сорвать же­ лезнодорожное и морское сообщение между Мурманском и центром страны, уничтожить паромную переправу через Кольский залив, вы­ вести из строя порт и железнодорожный узел, Нижне-Туломскую гидростанцию и Мурман­ скую теплоцентраль. В это время ПВО города и порта еще только создавалась и ее возможности были недостаточными для прикрытия страте­ гических объектов. Пользуясь превосходством в воздухе и близостью своих аэродромов на терри­ тории Финляндии и Норвегии, противник часто совершал на Мурманск по несколько авиацион­ ных налетов в сутки. 28 февраля в порту была разрушена одна погрузочная площадка, повреждены железнодо­ рожные пути, хозяйственное здание и сарай. По­ вреждения получил портовый буксир «Коммунист». 15 марта в ходе очередной бомбежки мур­ манского порта были разруше­ ны шкиперский склад и склад запчастей. 24 марта в ходе двух авианалетов на территорию торгового порта упали 44 фу­ гасные бомбы: были полно­ стью разрушены водопровод, железнодорожные пути, транс­ форматорная подстанция, дис­ петчерская и караульное по­ мещение. Сильно пострадали склады N014, N046 и N047, здание управления порта и причалы. Были убиты 46 чело­ век и ранены 35 человек. Стояв­ ший под разгрузкой транспорт «Lancaster Castle» получил пря­ мое попадание 50-кг фугасной бомбы. На нем была повреж­ дена машина, погибли восемь британских моряков, еще чет­ веро получили ранения. Так же на причале были уничтожены два контейнера с самолетами и один танк, которые уже успели снять с борта судна. 28 марта восемь немец­ ких самолетов Ю-87 нанесли новый удар по мурманскому порту. Были разрушены склад инженерного отдела Северного флота, один причал и два скла­ да. На путях были уничтожены 116 глава 1 СЕ В Е Р НЫ Е ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! ВОРОТА м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 л е т ! РОССИИ шесть железнодорожных вагонов. Шесть чело­ век получили ранения. 3 апреля, когда разгружался караван PQ-13, Мурманский порт пережил сразу два налета. Транспорт «New Westminster City» получил че­ тыре прямых попадания авиабомб, загорелся и, повалившись на борт, быстро лег на грунт. Был тяжело поврежден транспорт «Tobruk», и он тоже вскоре сел на грунт у своего причала. От полного затопления оба корабля спасла лишь небольшая глубина в местах, где они стояли. На судне «Empire Starlight» возник большой по­ жар, и оно было полностью вышло из строя. На борт горящего транспорта поднялись бойцы по­ жарной команды и начали заливать трюм, хотя бомбардировка не прекращалась. Вскоре стало ясно, что с палубы огромный очаг не потушить, а в соседнем трюме за металлической переборкой находилась взрывчатка. Сначала хотели судно затопить, но пожарник И.И. Гришин, облившись водой, с пожарным стволом спустился на верев­ ке прямо в горящий трюм. Он чуть не задохнул­ ся, обгорел, но пожар ликвидировал. В этот же день был потоплен траулер РТ-61 «Водник», повреждены траулер РТ-7 «Сёмга» и гидрографическое судно «Ост», разрушены ры­ бозавод и несколько жилых домов в районе пор­ та. Новые повреждения получило здание управ­ ления порта. Утром 12 апреля немецкие самолеты снова появились над Мурманском. В торговом порту в результате налета были разрушены около 100 метров причала и поврежден буксирный паро­ ход N04. 15 апреля в порту и на рейде взорвались 19 фугасных бомб. В итоге новые повреждения получил «Empire Starlight». От близких раз­ рывов бомб разошлись швы обшивки корпуса транспорта «Lancaster Castle», прибывшего в Мурманск еще в составе конвоя PQ-12. Он на­ чал быстро набирать воду и вскоре сел на грунт около причала, у которого стоял под разгрузкой. В порту были уничтожены железнодорожный кран, три железнодорожных пути, причал N010 и склад. Одна бомба попала прямо в бомбоубе­ жище, убив двадцать и ранив одиннадцать нахо­ дившихся там человек. 19 апреля в Мурманск прибыл караван PQ-_ 14, и опять над портом и заливом появились не­ мецкие бомбардировщики. Советские зенитчики сражались мужественно, но несколько бомб все же угодили в транспорты. 23 апреля авиация противника вновь бомби­ ла порт —на его территории взорвалось 60 бомб. Они разрушили причалы N05 и 9, склад техотде­ ла, железнодорожные пути (одну из платформ с грузом забросило на крышу склада). Были пото­ плены плавучий кран и буксир «Строитель». Но портовики через несколько дней восстановили все разрушенное, и порт продолжал работу. Чтобы спасти грузы во время воздушных налетов, склады и составы на главных путях ста­ ли прикрывать маскировочными сетями, а чуть подальше, на второстепенных причалах и путях, начали устанавливать негодные и порожние ва­ гоны, или, как их окрестили, «фальшвагоны», которые и подставляли под бомбы. В мае 1942 года после прибытия сразу двад­ цати судов каравана PQ-15 и подготовке к отправ­ ке встречного конвоя ОР-12 на причалах порта и железнодорожных путях скопилось огромное количество грузов. В эти дни в порту работало более 150 бригад грузчиков, многие из них дава­ ли по 3-4 нормы, проявляя при этом массовый героизм. 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz