Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
С Е В Е Р НЫ Е глава 1 ВОРОТА ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! РОССИИ м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 л е т ! танков, перевозящихся в основном на верхних палубах судов. После зимнего перехода через Се верную Атлантику они прибывали в порт в виде огромных ледяных глыб. С 20 января по 30 мая 1942 года в порт приш ли суда еще восемь союзных конвоев в составе 105 транспортных судов. В составе PQ-11 в Мур манск прибыл американский пароход «City of Flint», который немцы приводили сюда в октя бре 1939 года. В первых числах мая, завершив кругосветное плавание, в Мурманск пришел знаменитый ледокол «Красин». В среднем в сутки на разгрузке пароходов было занято до 2500 человек, из которых треть составляли женщины. Но производительность труда на разгрузке оказалась невы сока — преобладал ручной труд. Среди тысяч рабочих, прибывших в заполярный край, в основном были неква лифицированные грузчики и даже те, кто не подлежал мо билизации из-за физических недостатков. Необходимо было не только организовать работу в условиях суровой зимы, но и обеспечить эле ментарные условия для приехавших. Были включе ны все возможные способы повысить результативность работ: обучение кадров, пере ход на сдельную оплату тру да, дополнительные пайки. На время прихода конвоев к работам привлекались военнослужащие 14-й ар мии и Северного флота. При этом на обработку одного парохода уходило от 10 до 18 дней. Значительное количе ство рабочей силы отнимали восстановитель ные работы. Кроме того, при проведении раз грузочных операций выяснилось, что несколько кранов, прибывших из Архангельска и выделен ных Северным флотом, не могут спасти положе ния — особенно когда дело дошло до танков и других тяжелых грузов. Из-за плохого состояния Активизацию работ в мурманском порту сразу заметила немецкая разведка. В эти дни са молеты ежедневно бомбили торговый порт. Ру ководитель британской миссии Военно-транс портных перевозок Маккормак (МсСогтаск) предложил И.Д. Папанину во избежание взрыва танкеров и разрушения части порта отправить суда обратно с кораблями военного эскорта. Од нако на оперативном совещании было принято другое решение. Танкеры в глубокой тайне, от вели в далеко отстоящий от основных причалов Лесной порт и быстро разгрузили в железно дорожные цистерны бензин, так необходимый фронту. В январе Мурманский порт принял еще два каравана, в их составе были суда Мурманского пароходства «Старый большевик» и «Ижора». Для порта с его небольшим числом оставшихся работников объемы работ были очень велики. Зачастую все до одного работники порта вы ходили на разгрузку судов. Первые прибывшие караваны обрабатывались в очень тяжелых ус ловиях — ведь стояли сильные морозы, шли ме тели, работать приходилось в темноте. Особенно сложной была работа по выгрузке тяжеловесов- 110 глава 1 СЕ В Е Р НЫ Е ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! ВОРОТА м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 л е т ! РОССИИ подъемная мощность этих кранов была ниже нормальной на 30-60%. Первое время положение спасал мощный 45-тонный плавучий кран. Но в апреле во время одного из налетов в него угоди ла бомба, и кран затонул. Выручили смекалка и умелые руки мурманчан. И.Д. Папанину удалось договориться с американцами и снять с их суд на грузовую стрелу, которую судоремонтники вместе с найденной в порту лебедкой поставили на наш старый пароход «Кама». Этот «плавучий перегружатель» грузоподъемностью 30 тонн на первое время спас положение. Он подходил к борту иностранного судна и снимал с него гру зы, а затем шел к свободному причалу и перегру жал их на железнодорожные платформы. Всего до конца года «Кама» перегрузила с транспортов 600 танков, около 100 самолетов и много другой техники. Британцы были настолько поражены изо бретательностью русских, что передали им еще два судна с тяжеловесными стрелами в пользо вание на весь 1942 год. Затем в порт начали по ступать новые механизмы и краны, в том числе 30—45-тонные. Это было особенно важно, ведь более половины прибывающих грузов составля ли тяжеловесные. Мурманские портовики трудились в тесном контакте с железнодорожниками. Была нала жена перевалка грузов прямо из трюмов транс портов в вагоны. Для этого построили новые железнодорожные пути с выходом на прича лы — прямо к бортам пароходов. Всего в зимнюю навигацию 1941-1942 годов, длившуюся пять с половиной месяцев, с окон чанием интенсивных перевозок лишь в июне, порт принял 113 судов, обработал 407 385 тонн импортных и 41 137 тонн экспортных грузов. Наибольшее количество судов приходило под английскими и американскими флагами. Были суда под панамским, гондурасским, датским, польским флагами. С прибывших кораблей вы гружали самолеты, танки, бронемашины, зенит ные орудия, боеприпасы, полевые телефоны, кабель, станки, автомашины, военно-стратегиче ское сырье, продовольствие. За границу отправ ляли апатитовый концентрат, хромовую руду, хлористый калий, магнезит, лес, лекарственное сырье, щетину, скипидар, канифоль, воск, а так же золото и пушнину. 23 апреля 1942 года в торжественной обста новке состоялось вручение 11 наиболее отличив шимся портовикам ордена Красной Звезды, еще 40 работников порта были награждены медаля ми «За боевые заслуги». Срыв «блицкрига», увеличение помощи СССР северным маршрутом, обусловившие ак тивизацию военно-морских сил в Арктике, за ставили немецкое командование пересмотреть свое отношение к Северу. В конце февраля 1942 года Люфтваффе начали активную разведку акватории Кольского залива и Кировской же лезной дороги, а затем приступили к система тическим ударам по ним — Гитлер потребовал стереть Мурманск с лица Земли. Разгрузка транспортного судна в Мурманском морском торговом порту Поставки по лэнд-лизу 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz