Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

С Е В Е Р НЫ Е глава 1 ВОРОТА ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! РОССИИ м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 л е т ! танков, перевозящихся в основном на верхних палубах судов. После зимнего перехода через Се­ верную Атлантику они прибывали в порт в виде огромных ледяных глыб. С 20 января по 30 мая 1942 года в порт приш­ ли суда еще восемь союзных конвоев в составе 105 транспортных судов. В составе PQ-11 в Мур­ манск прибыл американский пароход «City of Flint», который немцы приводили сюда в октя­ бре 1939 года. В первых числах мая, завершив кругосветное плавание, в Мурманск пришел знаменитый ледокол «Красин». В среднем в сутки на разгрузке пароходов было занято до 2500 человек, из которых треть составляли женщины. Но производительность труда на разгрузке оказалась невы­ сока — преобладал ручной труд. Среди тысяч рабочих, прибывших в заполярный край, в основном были неква­ лифицированные грузчики и даже те, кто не подлежал мо­ билизации из-за физических недостатков. Необходимо было не только организовать работу в условиях суровой зимы, но и обеспечить эле­ ментарные условия для приехавших. Были включе­ ны все возможные способы повысить результативность работ: обучение кадров, пере­ ход на сдельную оплату тру­ да, дополнительные пайки. На время прихода конвоев к работам привлекались военнослужащие 14-й ар­ мии и Северного флота. При этом на обработку одного парохода уходило от 10 до 18 дней. Значительное количе­ ство рабочей силы отнимали восстановитель­ ные работы. Кроме того, при проведении раз­ грузочных операций выяснилось, что несколько кранов, прибывших из Архангельска и выделен­ ных Северным флотом, не могут спасти положе­ ния — особенно когда дело дошло до танков и других тяжелых грузов. Из-за плохого состояния Активизацию работ в мурманском порту сразу заметила немецкая разведка. В эти дни са­ молеты ежедневно бомбили торговый порт. Ру­ ководитель британской миссии Военно-транс­ портных перевозок Маккормак (МсСогтаск) предложил И.Д. Папанину во избежание взрыва танкеров и разрушения части порта отправить суда обратно с кораблями военного эскорта. Од­ нако на оперативном совещании было принято другое решение. Танкеры в глубокой тайне, от­ вели в далеко отстоящий от основных причалов Лесной порт и быстро разгрузили в железно­ дорожные цистерны бензин, так необходимый фронту. В январе Мурманский порт принял еще два каравана, в их составе были суда Мурманского пароходства «Старый большевик» и «Ижора». Для порта с его небольшим числом оставшихся работников объемы работ были очень велики. Зачастую все до одного работники порта вы­ ходили на разгрузку судов. Первые прибывшие караваны обрабатывались в очень тяжелых ус­ ловиях — ведь стояли сильные морозы, шли ме­ тели, работать приходилось в темноте. Особенно сложной была работа по выгрузке тяжеловесов- 110 глава 1 СЕ В Е Р НЫ Е ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! ВОРОТА м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 л е т ! РОССИИ подъемная мощность этих кранов была ниже нормальной на 30-60%. Первое время положение спасал мощный 45-тонный плавучий кран. Но в апреле во время одного из налетов в него угоди­ ла бомба, и кран затонул. Выручили смекалка и умелые руки мурманчан. И.Д. Папанину удалось договориться с американцами и снять с их суд­ на грузовую стрелу, которую судоремонтники вместе с найденной в порту лебедкой поставили на наш старый пароход «Кама». Этот «плавучий перегружатель» грузоподъемностью 30 тонн на первое время спас положение. Он подходил к борту иностранного судна и снимал с него гру­ зы, а затем шел к свободному причалу и перегру­ жал их на железнодорожные платформы. Всего до конца года «Кама» перегрузила с транспортов 600 танков, около 100 самолетов и много другой техники. Британцы были настолько поражены изо­ бретательностью русских, что передали им еще два судна с тяжеловесными стрелами в пользо­ вание на весь 1942 год. Затем в порт начали по­ ступать новые механизмы и краны, в том числе 30—45-тонные. Это было особенно важно, ведь более половины прибывающих грузов составля­ ли тяжеловесные. Мурманские портовики трудились в тесном контакте с железнодорожниками. Была нала­ жена перевалка грузов прямо из трюмов транс­ портов в вагоны. Для этого построили новые железнодорожные пути с выходом на прича­ лы — прямо к бортам пароходов. Всего в зимнюю навигацию 1941-1942 годов, длившуюся пять с половиной месяцев, с окон­ чанием интенсивных перевозок лишь в июне, порт принял 113 судов, обработал 407 385 тонн импортных и 41 137 тонн экспортных грузов. Наибольшее количество судов приходило под английскими и американскими флагами. Были суда под панамским, гондурасским, датским, польским флагами. С прибывших кораблей вы­ гружали самолеты, танки, бронемашины, зенит­ ные орудия, боеприпасы, полевые телефоны, кабель, станки, автомашины, военно-стратегиче­ ское сырье, продовольствие. За границу отправ­ ляли апатитовый концентрат, хромовую руду, хлористый калий, магнезит, лес, лекарственное сырье, щетину, скипидар, канифоль, воск, а так­ же золото и пушнину. 23 апреля 1942 года в торжественной обста­ новке состоялось вручение 11 наиболее отличив­ шимся портовикам ордена Красной Звезды, еще 40 работников порта были награждены медаля­ ми «За боевые заслуги». Срыв «блицкрига», увеличение помощи СССР северным маршрутом, обусловившие ак­ тивизацию военно-морских сил в Арктике, за­ ставили немецкое командование пересмотреть свое отношение к Северу. В конце февраля 1942 года Люфтваффе начали активную разведку акватории Кольского залива и Кировской же­ лезной дороги, а затем приступили к система­ тическим ударам по ним — Гитлер потребовал стереть Мурманск с лица Земли. Разгрузка транспортного судна в Мурманском морском торговом порту Поставки по лэнд-лизу 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz