Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

глава 1 I С Е В Е Р НЫ Е г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! I ВОРОТА м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 ЛЕт! I РОССИИ Размах проведенной работы был впечатля­ ющим. На берегу около поселка Зеленый Мыс, в Угольной и Лесной гаванях построили новые причалы протяженностью по 1200-1300 метров. Портовые железнодорожные пути удлинились в общей сложности на 8,5 км. Каждый участок порта был оснащен подъемными кранами. Часть из них привезли из Архангельска, остальные — с Мончегорского никелевого комбината, из Вор­ куты и других городов. Всего удалось наскрести 28 кранов, хотя и этого было мало. Позднее в Мурманске поставили еще пять портовых кра­ нов, полученных уже от союзников. Кроме того, были построены эстакады для танков. На пу­ стынном берегу за чертой города был сооружен отдельный причал для слива горючего и выгруз­ ки взрывчатых веществ. Для загрузки порожних судов балластом в районе поселка Кола были организованы карьерные разработки, причем щебень оттуда подавался в порт по специально построенной узкоколейке. Из Республики Коми пришли составы с лесом и углем. Командование Северного флота выделило для охраны порта сторожевой корабль «Гроза» под командованием капитан-лейтенанта М.Н. Моля. Вместе со сто­ рожевиком защищали порт и железнодорожный узел несколько батарей зенитчиков, стоявших на Абрам-мысе, Горелой горе и в городе. Сложную работу по перестройке деятель­ ности Мурманского торгового порта в военных условиях воз­ главили начальник порта Л.П. Новосадов и сменивший его за­ тем А.Д. Фортученко, главный диспетчер Н.И. Торопов, на­ чальник грузового района М.К. Амалин. Начиная с января 1942 года в Мурманск стали регулярно приходить караваны в составе от восьми до двадцати судов. Первый конвой PQ-7 пришел в Мурманск 11 января в составе десяти транспортов (включая советский пароход «Черны­ шевский»), в том числе два тан­ кера с 3000 тонн высококаче­ ственного авиабензина. 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz