Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
глава 1 I С Е В Е Р НЫ Е г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! I ВОРОТА м у р м а н с к о м у м о р с к о м у т о р г о в о м у п о р т у - 100 ЛЕт! I РОССИИ Размах проведенной работы был впечатля ющим. На берегу около поселка Зеленый Мыс, в Угольной и Лесной гаванях построили новые причалы протяженностью по 1200-1300 метров. Портовые железнодорожные пути удлинились в общей сложности на 8,5 км. Каждый участок порта был оснащен подъемными кранами. Часть из них привезли из Архангельска, остальные — с Мончегорского никелевого комбината, из Вор куты и других городов. Всего удалось наскрести 28 кранов, хотя и этого было мало. Позднее в Мурманске поставили еще пять портовых кра нов, полученных уже от союзников. Кроме того, были построены эстакады для танков. На пу стынном берегу за чертой города был сооружен отдельный причал для слива горючего и выгруз ки взрывчатых веществ. Для загрузки порожних судов балластом в районе поселка Кола были организованы карьерные разработки, причем щебень оттуда подавался в порт по специально построенной узкоколейке. Из Республики Коми пришли составы с лесом и углем. Командование Северного флота выделило для охраны порта сторожевой корабль «Гроза» под командованием капитан-лейтенанта М.Н. Моля. Вместе со сто рожевиком защищали порт и железнодорожный узел несколько батарей зенитчиков, стоявших на Абрам-мысе, Горелой горе и в городе. Сложную работу по перестройке деятель ности Мурманского торгового порта в военных условиях воз главили начальник порта Л.П. Новосадов и сменивший его за тем А.Д. Фортученко, главный диспетчер Н.И. Торопов, на чальник грузового района М.К. Амалин. Начиная с января 1942 года в Мурманск стали регулярно приходить караваны в составе от восьми до двадцати судов. Первый конвой PQ-7 пришел в Мурманск 11 января в составе десяти транспортов (включая советский пароход «Черны шевский»), в том числе два тан кера с 3000 тонн высококаче ственного авиабензина. 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz