Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

С Е В Е РНЫ Е ВОРОТА РОССИИ ГЛАВА 1 г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! м урм анском у м орском у то р го во м у п орту - Успешное контрнаступление советских войск под Москвой, а также крупный разгром японцами американской базы в Перл-Харборе 7 декабря 1941 года вынудили союзников СССР по антигитлеровской коалиции, занимавших до этого выжидательную позицию, активизи­ ровать дипломатическую деятельность. Уже 12 декабря на крейсере «Кент» в Мурманск в обста­ новке строгой секретности прибыли министр иностранных дел Великобритании А. Иден (Anthony Eden) и посол СССР в Великобритании И.М. Майский. Эксперты и советники, ехавшие с министром, довольно подробно ознакомились с состоянием портовых сооружений. Размах ра­ бот произвел на англичан хорошее впечатление, и Иден сделал вывод, что суда с техникой могут приходить уже сейчас. Вскоре Иден выступил по британскому радио, где сказал, что немцы не раз заявляли, будто разрушили и уничтожили Мурманский порт и железную дорогу, но это не­ правда. К Новому году героическими усилиями удалось кое-как привести порт в порядок. Но этого было мало —для приема и разгрузки круп­ ных британских транспортов требовалось удли­ нить причалы и пирсы, установить новые краны, проложить дополнительные железнодорожные ветки. Материалов и оборудования не хватало. Чтобы раздобыть рельсы, шпалы и болты для их крепления пришлось разбирать тупики. В декабре 1941 года из Архангельска в Мур­ манск переехал штаб уполномоченного ГКО И.Д. Папанина. Начались регулярные диспет­ черские совещания, которые контролировали подготовку порта к приему импортных грузов. Здесь же расположились представители ан­ глийского министерства военных перевозок, от­ вечающие за движение конвоев. Работа по при­ емке импортного вооружения была возложена на Инженерный Отдел НКВТ СССР. В ночь на 22 декабря 1941 года в Мурман­ ском порту встал под разгрузку первый совет­ ский пароход «Декабрист», пришедший из-за океана с военными грузами после начала войны. Накануне у входа в Кольский залив он подверг­ ся атаке двух бомбардировщиков. Из трех бомб, сброшенных на «Декабрист», две взорвались в воде, не причинив вреда судну. Третью, неразо- 106 ARMS FOR RUSSIA . A g re a t c o n v o y o f B ritish ifiips cscorted by S ovici Fighter planes sails into Murmanik harbour w ith vital supplies for the Red Army. ГЛАВА 1 СЕ В Е Р НЫ Е г о д р о ж д е н и я — 1915-й! ВОРОТА м урм анском у м ор ском у то р го во м у порту - 100 лет! РОССИИ ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: з о л о т о «ЭДИНБУРГА» рвавшуюся, 250-килограммовую бомбу после боя обнаружили в твиндеке пятого трюма возле бочек с бензином! Боцман и семь матросов осто­ рожно вынесли бомбу на палубу и сбросили за борт. Разгрузку трюмов судна произвели быстро, и 13 января 1942 года «Декабрист» отправился за океан в составе конвоя QP-5. Английский крейсер «Эдинбург» вышел из Мурманска 2 8 апреля 1942 года. Его официальной задачей была охрана конвоя QP-11. Но судно тайно везло примерно 5,5 тонн золота и несколько тонн серебра. Большая часть «сокро­ вищ» предназначалась для оплаты советских закупок, произведенных сверх программы ленд- лиза. В ночь на 1 мая, находясь в 187 милях к северу от Мурманска, «Эдин­ бург» затонул во время боя с немцами. Почти 4 0 лет спустя, в сентябре 1981 года, началась операция по подъ­ ему золота «Эдинбурга». Крейсер лежит на глубине 2 5 0 метров и достать груз с такой отметки сложно. Работы по подъему проводила британская компания, партнерами выступили советский Минфин и английское Министер­ ство торговли. По контракту компания получала 45% от стоимости поднятого золота, остальное делилось между СССР и Британией. Всего за месяц работы подняли 431 слиток - стоимостью более 4 0 миллионов фунтов стерлингов. Пять лет спустя операцию возобновили и подняли еще 2 9 слитков, при этом примерно 6 0 кг золота и партия серебра так и остались на дне Кольского залива. В начале января 1942 года в Мурманск при­ был сам И.Д. Папанин. Ситуацию в Мурманске он описал так: «Мурманский порт был закрыт. Портовые механизмы демонтированы и вывезе­ ны. Оставался один плавучий кран да несколько разобранных паровых кранов. Железнодорож­ ная сеть в порту была развита слабо. Причалы находились в плачевном состоянии и требовали капитального ремонта. Не было ни общежитий для рабочих, ни столовых, ни запасов спец­ одежды, ни продуктов питания. Короче говоря, картина еще плачевнее, чем в Архангельском порту, когда я увидал его впервые. Но шла во­ йна и раздумывать было некогда. Надо было не­ замедлительно браться за работу». Имевшихся трех тысяч человек для оперативной разгрузки импортных грузов было явно недостаточно, по­ этому, используя свои связи в советском руко­ водстве, Папанин сумел добиться решения Нар­ комата обороны о мобилизации для этих целей в Тульской и Рязанской областях двух тысяч че­ ловек из числа военнообязанных старших воз­ растов, а также около полутора тысяч жителей самого Мурманска. Еще около 900 опытных спе­ циалистов были переброшены из Архангельска. Новым пополнением Папанин остался доволен: «Они составили основной костяк кадровых рабо­ чих порта — бригадиров, стивидоров, грузчиков, показавших образцы работы по-фронтовому». Вновь прибывшим работникам надо было где-то жить, а и без того небогатый жилой фонд города из-за бомбежек постоянно сокращался. Проблему решили, построив 52 землянки на 1300 мест. Кроме того, местный Горсовет выделил из резервного фонда еще тридцать домов под ста­ тусом «общежитие» Одновременно пришлось строить новые бомбоубежища. Поначалу это были только неглубокие траншеи и щели. Затем в примыкающей к порту гранитной скале про­ рубили штольню, в которой могла разместиться сразу тысяча человек. В других районах порта в различных подвалах были оборудованы еще де­ вять капитальных укрытий. 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz