Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
С Е В Е РНЫ Е ВОРОТА РОССИИ ГЛАВА 1 г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! м урм анском у м орском у то р го во м у п орту - Успешное контрнаступление советских войск под Москвой, а также крупный разгром японцами американской базы в Перл-Харборе 7 декабря 1941 года вынудили союзников СССР по антигитлеровской коалиции, занимавших до этого выжидательную позицию, активизи ровать дипломатическую деятельность. Уже 12 декабря на крейсере «Кент» в Мурманск в обста новке строгой секретности прибыли министр иностранных дел Великобритании А. Иден (Anthony Eden) и посол СССР в Великобритании И.М. Майский. Эксперты и советники, ехавшие с министром, довольно подробно ознакомились с состоянием портовых сооружений. Размах ра бот произвел на англичан хорошее впечатление, и Иден сделал вывод, что суда с техникой могут приходить уже сейчас. Вскоре Иден выступил по британскому радио, где сказал, что немцы не раз заявляли, будто разрушили и уничтожили Мурманский порт и железную дорогу, но это не правда. К Новому году героическими усилиями удалось кое-как привести порт в порядок. Но этого было мало —для приема и разгрузки круп ных британских транспортов требовалось удли нить причалы и пирсы, установить новые краны, проложить дополнительные железнодорожные ветки. Материалов и оборудования не хватало. Чтобы раздобыть рельсы, шпалы и болты для их крепления пришлось разбирать тупики. В декабре 1941 года из Архангельска в Мур манск переехал штаб уполномоченного ГКО И.Д. Папанина. Начались регулярные диспет черские совещания, которые контролировали подготовку порта к приему импортных грузов. Здесь же расположились представители ан глийского министерства военных перевозок, от вечающие за движение конвоев. Работа по при емке импортного вооружения была возложена на Инженерный Отдел НКВТ СССР. В ночь на 22 декабря 1941 года в Мурман ском порту встал под разгрузку первый совет ский пароход «Декабрист», пришедший из-за океана с военными грузами после начала войны. Накануне у входа в Кольский залив он подверг ся атаке двух бомбардировщиков. Из трех бомб, сброшенных на «Декабрист», две взорвались в воде, не причинив вреда судну. Третью, неразо- 106 ARMS FOR RUSSIA . A g re a t c o n v o y o f B ritish ifiips cscorted by S ovici Fighter planes sails into Murmanik harbour w ith vital supplies for the Red Army. ГЛАВА 1 СЕ В Е Р НЫ Е г о д р о ж д е н и я — 1915-й! ВОРОТА м урм анском у м ор ском у то р го во м у порту - 100 лет! РОССИИ ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: з о л о т о «ЭДИНБУРГА» рвавшуюся, 250-килограммовую бомбу после боя обнаружили в твиндеке пятого трюма возле бочек с бензином! Боцман и семь матросов осто рожно вынесли бомбу на палубу и сбросили за борт. Разгрузку трюмов судна произвели быстро, и 13 января 1942 года «Декабрист» отправился за океан в составе конвоя QP-5. Английский крейсер «Эдинбург» вышел из Мурманска 2 8 апреля 1942 года. Его официальной задачей была охрана конвоя QP-11. Но судно тайно везло примерно 5,5 тонн золота и несколько тонн серебра. Большая часть «сокро вищ» предназначалась для оплаты советских закупок, произведенных сверх программы ленд- лиза. В ночь на 1 мая, находясь в 187 милях к северу от Мурманска, «Эдин бург» затонул во время боя с немцами. Почти 4 0 лет спустя, в сентябре 1981 года, началась операция по подъ ему золота «Эдинбурга». Крейсер лежит на глубине 2 5 0 метров и достать груз с такой отметки сложно. Работы по подъему проводила британская компания, партнерами выступили советский Минфин и английское Министер ство торговли. По контракту компания получала 45% от стоимости поднятого золота, остальное делилось между СССР и Британией. Всего за месяц работы подняли 431 слиток - стоимостью более 4 0 миллионов фунтов стерлингов. Пять лет спустя операцию возобновили и подняли еще 2 9 слитков, при этом примерно 6 0 кг золота и партия серебра так и остались на дне Кольского залива. В начале января 1942 года в Мурманск при был сам И.Д. Папанин. Ситуацию в Мурманске он описал так: «Мурманский порт был закрыт. Портовые механизмы демонтированы и вывезе ны. Оставался один плавучий кран да несколько разобранных паровых кранов. Железнодорож ная сеть в порту была развита слабо. Причалы находились в плачевном состоянии и требовали капитального ремонта. Не было ни общежитий для рабочих, ни столовых, ни запасов спец одежды, ни продуктов питания. Короче говоря, картина еще плачевнее, чем в Архангельском порту, когда я увидал его впервые. Но шла во йна и раздумывать было некогда. Надо было не замедлительно браться за работу». Имевшихся трех тысяч человек для оперативной разгрузки импортных грузов было явно недостаточно, по этому, используя свои связи в советском руко водстве, Папанин сумел добиться решения Нар комата обороны о мобилизации для этих целей в Тульской и Рязанской областях двух тысяч че ловек из числа военнообязанных старших воз растов, а также около полутора тысяч жителей самого Мурманска. Еще около 900 опытных спе циалистов были переброшены из Архангельска. Новым пополнением Папанин остался доволен: «Они составили основной костяк кадровых рабо чих порта — бригадиров, стивидоров, грузчиков, показавших образцы работы по-фронтовому». Вновь прибывшим работникам надо было где-то жить, а и без того небогатый жилой фонд города из-за бомбежек постоянно сокращался. Проблему решили, построив 52 землянки на 1300 мест. Кроме того, местный Горсовет выделил из резервного фонда еще тридцать домов под ста тусом «общежитие» Одновременно пришлось строить новые бомбоубежища. Поначалу это были только неглубокие траншеи и щели. Затем в примыкающей к порту гранитной скале про рубили штольню, в которой могла разместиться сразу тысяча человек. В других районах порта в различных подвалах были оборудованы еще де вять капитальных укрытий. 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz