Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

С Е В Е РНЫ Е ВОРОТА РОССИИ глава 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! м урм анском у морскому торговому п орту - .4 f * fT tfjjjtfirft t Ы о г/а т г*го T ' SV f f svtoJttj ш яЫ ЬяФ кеЖ ' fir teitit > * «rjaisvajo-G*JxmJ$Vtf>IQ? ftrbypSa/яя Mk( 4 w4A Wiw *.■f| Jfthtf» . lte+ ?. A j«W * v ft?** /# J ■ Пгкг/Уы-тгА 1АиЯ#д^*jTp*Jjf Число жителей Мурманска за шесть воен­ ных месяцев из-за мобилизации мужчин, эваку­ ации женщин, детей и стариков, ухода большого числа судов сократилось с 130 до 18 тысяч чело­ век. Для обработки караванов в Архангельске были переброшены и подъемные механизмы, и опытные работники. Но выхода не было — нуж­ но было готовить порт и железную дорогу к на­ вигации. В конце ноября комиссия была вызвана в Москву для доклада заместителю председате­ ля Совета Народных Комиссаров А.И. Микояну. Выяснив ситуацию, он позвонил члену Во­ енного совета Карельского фронта Г.Н. Куприя­ нову и, сославшись лично на товарища Сталина, возложил на него ответственность за скорейшее восстановление порта в Мурманске. Сделать это требовалось уже к 1 января, дабы успеть в зимнее время принять несколько караванов. 104 Н 'Ш RSMA-An.tVT 4 . инк Ы VC MiHSK H.LUI-ta njltiu .-L T V глава 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! м урм анском у м ор ском у то р го во м у порту - 100 ЛЕт! СЕ В Е Р НЫ Е ВОРОТА РОССИИ Работы в мурманском порту, который тогда представлял собой пять самостоятель­ ных районов, растянувшихся по берегу зали­ ва на десять километров, начались немедлен­ но, с привлечением всех доступных ресурсов. Первая тысяча человек, имевших необходи­ мые специальности трактористов, шоферов, механиков, слесарей, плотников, столяров, такелажников, поступила из запасного полка Карельского фронта. Еще около 4600 порто­ виков и судоремонтников были направлены эшелонами из Архангельска и других рай­ онов страны. С Северного флота отправили людей и передали часть оборудования. При­ бывавшие в замерзший северный город люди немедленно приступали к делу. Работы ве­ лись круглосуточно, в две смены по двенад­ цать часов. В декабре была достроена желез­ нодорожная ветка от Беломорска до станции Обозерской и стало возможным сообщение между Мурманском и Вологдой. В Мурманском порту Жданов и Микоян в Мурманске 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz