Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

с е в е р н ы е в о р о т а р о с с и и ГЛАВА 1 г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! МУРМАНСКОМУ м орском у то р го во м у п орту - Еще легче создать фронт на Севере. Здесь потребуются только действия английских мор­ ских и воздушных сил без высадки войскового десанта, без высадки артиллерии. В этой опера­ ции примут участие советские сухопутные, мор­ ские и авиационные силы». 31 августа 1941 года в Архангельск пришел первый пробный караван из шести грузовых пароходов и танкера под кодовым названием «Дервиш» (Dervish). Затем в Москве прошла трехсторонняя конференция СССР, США и Ан­ глии, на которой было подписано соглашение о взаимных поставках — всего свыше полутора миллионов тонн грузов. Протокол устанавливал обязательства США и Англии поставлять Совет­ скому Союзу ежемесячно с 10 октября 1941 года по 30 июня 1942 года включительно 400 самоле­ тов, 500 танков, 200 противотанковых ружей, 2000 тонн алюминия, 1000 тонн броневых листов для танков, 7000 тонн свинца, 1500 тонн олова, 300 тонн молибдена, 1250 тонн толуола и некоторые другие виды сырья, вооружения и военных материалов, а так­ же поставить в течение года 152 зенитных и 756 противо­ танковых орудий. В свою очередь Советский Союз обязался поставлять в США и Англию некоторые виды стратегического сырья, а так­ же предметы традиционного русского экспорта. 5 сентября 1941 года в Мурманске началось фор­ мирование знаменитой По­ лярной дивизии народного ополчения (с 22 ок­ тября 1941 года — 186-я стрелковая дивизия), в которую вошли более десяти тысяч ополченцев (портовых рабочих и служащих, судоремонтни­ ков, железнодорожников, рыбаков, работников городских учреждений и других) и несколько тысяч человек из истребительных батальонов. По мере комплектования полки сразу вступали в тяжелые кровопролитные бои с наступающим на город врагом. В середине сентября 1941 года в критической обстановке Полярная дивизия пре­ градила врагу путь на Мурманск. С этого момен­ та вместо зимовки в теплых домах Мурманска гитлеровцы вынуждены были три года оставать­ ся в холодных окопах скалистых сопок Заполя­ рья. Уполномоченный ГКО по перевозкам на Севере И.Д. Папанин ГЛАВА 1 СЕ В Е Р НЫ Е г о д р о ж д е н и я — 1915-й! ВОРОТА м урм анском у м ор ском у то р го во м у порту - 100 ЛЕТ1 РОССИИ 15 октября 1941 года в Государственный Ко­ митет обороны (ГКО) был вызван начальник Главсевморпути И.Д. Папанин, где сам И.В. Ста­ лин поставил ему задачу наладить работу по приему грузов в порту Архангельск. В этот же день было принято решение о назначении Па- панина уполномоченным ГКО по перевозкам на Севере. В это время Мурманск оказался от­ резанным от центра страны. Участок Кировской железной дороги от станций Масельской и По- венец и южная часть Беломорско-Балтийского канала были захвачены финскими войсками. Кольский полуостров связывала с центральны­ ми областями лишь узенькая полоска железной дороги, тянувшаяся от Беломорска к станции Обозерская, которую возвели в начале войны. Готовясь к осаде, руководители города вместе с людьми вывозили оборудование, в том числе портовые краны, в которых остро нуждался Ар­ хангельский порт. Более или менее планомерные поставки по ленд-лизу начались с ноября. Выгрузка судов производилась в Архангельске и в Молотовске (сейчас Северодвинск). Зима в 1941 году в север­ ных районах СССР наступила рано. Уже в ноя­ бре устье Северной Двины сковал лед, вслед за этим стала замерзать и Двинская губа. Ледоко­ лов не хватало. К декабрю Белое море сковало льдом. Такая ситуация, а также блокирование противником Балтийского и Черного морей с точностью повторило 1914-1915 годы, с той лишь существенной разницей, что теперь Россия име­ ла на незамерзающем побережье Ледовитого океана обустроенный выход и железную дорогу вглубь страны. Мурманский порт вновь приоб­ рел важнейшее стратегическое значение. Уполномоченный ГКО по перевозкам на Севере И.Д. Папанин послал из Архангельска в Мурманск специальную комиссию для изуче­ ния ситуации. В ее состав вошли А.И. Минеев, В.Н. Герасимов, Н.А. Еремеев, капитан дальнего плавания А.П. Бочек и начальник архангель­ ского порта Я.Л. Бейлинсон. Выводы специали­ стов были неутешительными: Мурманский порт не готов к перегрузочным операциям, причалы разрушены или повреждены бомбами, краны и портовые механизмы были демонтированы и вывезены, железнодорожная сеть оказалась не­ достаточной. Не было никаких условий для раз­ мещения и питания рабочих. Жители Мурманска, призванные в ряды РККА, возле военкомата на Ленинградской улице 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz