Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
с е в е р н ы е в о р о т а р о с с и и ГЛАВА 1 г о д р о ж д е н и я — 1915- й ! МУРМАНСКОМУ м орском у то р го во м у п орту - Еще легче создать фронт на Севере. Здесь потребуются только действия английских мор ских и воздушных сил без высадки войскового десанта, без высадки артиллерии. В этой опера ции примут участие советские сухопутные, мор ские и авиационные силы». 31 августа 1941 года в Архангельск пришел первый пробный караван из шести грузовых пароходов и танкера под кодовым названием «Дервиш» (Dervish). Затем в Москве прошла трехсторонняя конференция СССР, США и Ан глии, на которой было подписано соглашение о взаимных поставках — всего свыше полутора миллионов тонн грузов. Протокол устанавливал обязательства США и Англии поставлять Совет скому Союзу ежемесячно с 10 октября 1941 года по 30 июня 1942 года включительно 400 самоле тов, 500 танков, 200 противотанковых ружей, 2000 тонн алюминия, 1000 тонн броневых листов для танков, 7000 тонн свинца, 1500 тонн олова, 300 тонн молибдена, 1250 тонн толуола и некоторые другие виды сырья, вооружения и военных материалов, а так же поставить в течение года 152 зенитных и 756 противо танковых орудий. В свою очередь Советский Союз обязался поставлять в США и Англию некоторые виды стратегического сырья, а так же предметы традиционного русского экспорта. 5 сентября 1941 года в Мурманске началось фор мирование знаменитой По лярной дивизии народного ополчения (с 22 ок тября 1941 года — 186-я стрелковая дивизия), в которую вошли более десяти тысяч ополченцев (портовых рабочих и служащих, судоремонтни ков, железнодорожников, рыбаков, работников городских учреждений и других) и несколько тысяч человек из истребительных батальонов. По мере комплектования полки сразу вступали в тяжелые кровопролитные бои с наступающим на город врагом. В середине сентября 1941 года в критической обстановке Полярная дивизия пре градила врагу путь на Мурманск. С этого момен та вместо зимовки в теплых домах Мурманска гитлеровцы вынуждены были три года оставать ся в холодных окопах скалистых сопок Заполя рья. Уполномоченный ГКО по перевозкам на Севере И.Д. Папанин ГЛАВА 1 СЕ В Е Р НЫ Е г о д р о ж д е н и я — 1915-й! ВОРОТА м урм анском у м ор ском у то р го во м у порту - 100 ЛЕТ1 РОССИИ 15 октября 1941 года в Государственный Ко митет обороны (ГКО) был вызван начальник Главсевморпути И.Д. Папанин, где сам И.В. Ста лин поставил ему задачу наладить работу по приему грузов в порту Архангельск. В этот же день было принято решение о назначении Па- панина уполномоченным ГКО по перевозкам на Севере. В это время Мурманск оказался от резанным от центра страны. Участок Кировской железной дороги от станций Масельской и По- венец и южная часть Беломорско-Балтийского канала были захвачены финскими войсками. Кольский полуостров связывала с центральны ми областями лишь узенькая полоска железной дороги, тянувшаяся от Беломорска к станции Обозерская, которую возвели в начале войны. Готовясь к осаде, руководители города вместе с людьми вывозили оборудование, в том числе портовые краны, в которых остро нуждался Ар хангельский порт. Более или менее планомерные поставки по ленд-лизу начались с ноября. Выгрузка судов производилась в Архангельске и в Молотовске (сейчас Северодвинск). Зима в 1941 году в север ных районах СССР наступила рано. Уже в ноя бре устье Северной Двины сковал лед, вслед за этим стала замерзать и Двинская губа. Ледоко лов не хватало. К декабрю Белое море сковало льдом. Такая ситуация, а также блокирование противником Балтийского и Черного морей с точностью повторило 1914-1915 годы, с той лишь существенной разницей, что теперь Россия име ла на незамерзающем побережье Ледовитого океана обустроенный выход и железную дорогу вглубь страны. Мурманский порт вновь приоб рел важнейшее стратегическое значение. Уполномоченный ГКО по перевозкам на Севере И.Д. Папанин послал из Архангельска в Мурманск специальную комиссию для изуче ния ситуации. В ее состав вошли А.И. Минеев, В.Н. Герасимов, Н.А. Еремеев, капитан дальнего плавания А.П. Бочек и начальник архангель ского порта Я.Л. Бейлинсон. Выводы специали стов были неутешительными: Мурманский порт не готов к перегрузочным операциям, причалы разрушены или повреждены бомбами, краны и портовые механизмы были демонтированы и вывезены, железнодорожная сеть оказалась не достаточной. Не было никаких условий для раз мещения и питания рабочих. Жители Мурманска, призванные в ряды РККА, возле военкомата на Ленинградской улице 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz