Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

С Е В Е Р НЫ Е глава 1 ВОРОТА ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! РОССИИ МУРМАНСКОМУ МОРСКОМУ т о р г о в о м у п о р т у - 100 ЛЕТ! ВАХТАПОД БОМБЕЖКАМИ К лету 1941 года Мурманский торговый порт был уже крупным предприяти­ ем. Его коллектив насчитывал около двух тысяч человек. Три грузовых района были отлично оснащены перегрузочным оборудованием, имелись восемь буксирных пароходов, свыше десятка барж и плавучие краны. Жизнь портовиков, как и всей страны, кру­ то изменилась 22 июня 1941 года. В тот же день в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР в Мурманской области было объ­ явлено военное положение. С 23 июня все пред­ приятия перешли на круглосуточный режим работы На сухопутной границе Заполярья в пер­ вые дни войны было относительно спокойно, но утром 29 июня после полуторачасового ар­ тиллерийского обстрела и бомбежки, в которой участвовало более ста самолетов, пошли в насту­ пление горно-пехотные дивизии врага, стремясь прорваться к городу и железной дороге. По рас­ четам немецкого командования, Мурманск дол­ жен был быть взят за несколько суток. Основной задачей Мурманского порта в эти дни стала переброска военной техники, во­ оружения и продовольствия к линии фронта и в различные пункты Арктики, а также работы по эвакуации оборудования промышленных пред­ приятий из прифронтовой полосы. Объемы та­ ких перевозок неуклонно возрастали. Только за первые полтора месяца войны порт обработал 182 судна. Все это происходило на фоне всеобщей мо­ билизации —около шестисот портовиков, почти треть коллектива, ушли на фронт. Многие были отправлены на строительство оборонительных сооружений или переброшены в другие районы страны. На оставшихся 700 работников порта легла огромная нагрузка. В их задачу входила не только переработка грузов, но также усиленная охрана порта, тушение пожаров, строительство бомбоубежищ. В это же время было развернуто строительство дополнительных причалов на противоположном берегу залива. С конца июня из Мурманской области нача­ лась эвакуация промышленного оборудования и населения, сначала по железной дороге, позднее — судами в Архангельск. Вывозили детей, жен­ щин, запасы стратегического сырья, оборудова­ ние комбината «Североникель», агрегаты Тулом- ских и Нивских гидростанций. Всего за пределы области было отправлено более 8000 вагонов и свыше 100 судов. Тогда никто из советского ру­ ководства не представлял, какую роль предсто­ ит сыграть Мурманску в войне. Поэтому работу порта никто не планировал, ценное оборудова­ ние поспешно демонтировалось и эвакуирова­ лось в Архангельск. 14 июля 1941 года Президиум Верховного Со­ вета СССР утвердил «Положение для военных нужд СССР гражданских судов, портов, приста­ ней и других сооружений морского транспор­ та». В связи с мобилизацией Северному флоту из состава Мурманского пароходства переданы семь судов: «Герцен», «Мария Ульянова», «Коо­ перация», «Сосновец», «Володарский», «Това­ рищ Сталин» и «Ястреб». Их переоборудовали в тральщики, сторожевики и транспорты, ко­ торым предстояло ходить на отрезанный полу­ остров Рыбачий. В это время главный участок фронта в боях за Мурманск проходил вдоль реки Западная Лица —всего в 60 километрах от города. В столи­ це Заполярья началась подготовка к эвакуации неприкосновенных запасов стратегического сы­ рья. Многим казалось, что уже вскоре город бу­ дет занят противником, и главная задача состоит в том, чтобы успеть до этого все вывезти. Если в первые недели войны бомбарди­ ровки города и порта носили эпизодический характер — фашисты, видимо, все же берегли инфраструктуру для своих нужд, рассчитывая, что им удастся войти в Мурманск, то теперь они 100 - v . - не стали ничего щадить. Интенсивность воз­ душных налетов возрастала с каждым днем. Особыми целями для немецких летчиков были порт, железнодорожный узел, а также находив­ шиеся возле Мурманска, линейные ледоколы «Ленин» и «Сталин». В условиях Заполярья они, по сути, являлись стратегическими объек­ тами, поскольку от них всецело зависел ход на­ вигации по СМП. Вражеские бомбардировщики несколько раз пытались их уничтожить, но без­ успешно. Подготовкой их эвакуации руководил зам. начальника Главсевморпути П.П. Ширшов. 16 августа под прикрытием густого тумана оба ледокола благополучно покинули Кольский за­ лив и отправились в Баренцево море. Всего же до конца года из Мурманска было отправлено до 150 судов различного назначения, от транспор­ тов до обычных рыболовецких мотоботов, до­ бравшихся до портов Белого моря, к удивлению гражданских и военных моряков, без потерь. В это время руководство нашей страны вело интенсивные переговоры с США и Англией о создании на Западе второго фронта и начале по­ ставок в СССР военной техники и другого обо­ рудования по программе лендлиза. И.В. Сталин писал 18 июля 1941 года: «.. военное положение Советского Союза, равно как и Великобритании, было бы значительно улучшено, если бы был создан фронт против Гитлера на Западе (Север­ ная Франция) и на Севере (Арктика). 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz