Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
С Е В Е Р НЫ Е глава 1 ВОРОТА ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! РОССИИ МУРМАНСКОМУ МОРСКОМУ т о р г о в о м у п о р т у - 100 ЛЕТ! ВАХТАПОД БОМБЕЖКАМИ К лету 1941 года Мурманский торговый порт был уже крупным предприяти ем. Его коллектив насчитывал около двух тысяч человек. Три грузовых района были отлично оснащены перегрузочным оборудованием, имелись восемь буксирных пароходов, свыше десятка барж и плавучие краны. Жизнь портовиков, как и всей страны, кру то изменилась 22 июня 1941 года. В тот же день в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР в Мурманской области было объ явлено военное положение. С 23 июня все пред приятия перешли на круглосуточный режим работы На сухопутной границе Заполярья в пер вые дни войны было относительно спокойно, но утром 29 июня после полуторачасового ар тиллерийского обстрела и бомбежки, в которой участвовало более ста самолетов, пошли в насту пление горно-пехотные дивизии врага, стремясь прорваться к городу и железной дороге. По рас четам немецкого командования, Мурманск дол жен был быть взят за несколько суток. Основной задачей Мурманского порта в эти дни стала переброска военной техники, во оружения и продовольствия к линии фронта и в различные пункты Арктики, а также работы по эвакуации оборудования промышленных пред приятий из прифронтовой полосы. Объемы та ких перевозок неуклонно возрастали. Только за первые полтора месяца войны порт обработал 182 судна. Все это происходило на фоне всеобщей мо билизации —около шестисот портовиков, почти треть коллектива, ушли на фронт. Многие были отправлены на строительство оборонительных сооружений или переброшены в другие районы страны. На оставшихся 700 работников порта легла огромная нагрузка. В их задачу входила не только переработка грузов, но также усиленная охрана порта, тушение пожаров, строительство бомбоубежищ. В это же время было развернуто строительство дополнительных причалов на противоположном берегу залива. С конца июня из Мурманской области нача лась эвакуация промышленного оборудования и населения, сначала по железной дороге, позднее — судами в Архангельск. Вывозили детей, жен щин, запасы стратегического сырья, оборудова ние комбината «Североникель», агрегаты Тулом- ских и Нивских гидростанций. Всего за пределы области было отправлено более 8000 вагонов и свыше 100 судов. Тогда никто из советского ру ководства не представлял, какую роль предсто ит сыграть Мурманску в войне. Поэтому работу порта никто не планировал, ценное оборудова ние поспешно демонтировалось и эвакуирова лось в Архангельск. 14 июля 1941 года Президиум Верховного Со вета СССР утвердил «Положение для военных нужд СССР гражданских судов, портов, приста ней и других сооружений морского транспор та». В связи с мобилизацией Северному флоту из состава Мурманского пароходства переданы семь судов: «Герцен», «Мария Ульянова», «Коо перация», «Сосновец», «Володарский», «Това рищ Сталин» и «Ястреб». Их переоборудовали в тральщики, сторожевики и транспорты, ко торым предстояло ходить на отрезанный полу остров Рыбачий. В это время главный участок фронта в боях за Мурманск проходил вдоль реки Западная Лица —всего в 60 километрах от города. В столи це Заполярья началась подготовка к эвакуации неприкосновенных запасов стратегического сы рья. Многим казалось, что уже вскоре город бу дет занят противником, и главная задача состоит в том, чтобы успеть до этого все вывезти. Если в первые недели войны бомбарди ровки города и порта носили эпизодический характер — фашисты, видимо, все же берегли инфраструктуру для своих нужд, рассчитывая, что им удастся войти в Мурманск, то теперь они 100 - v . - не стали ничего щадить. Интенсивность воз душных налетов возрастала с каждым днем. Особыми целями для немецких летчиков были порт, железнодорожный узел, а также находив шиеся возле Мурманска, линейные ледоколы «Ленин» и «Сталин». В условиях Заполярья они, по сути, являлись стратегическими объек тами, поскольку от них всецело зависел ход на вигации по СМП. Вражеские бомбардировщики несколько раз пытались их уничтожить, но без успешно. Подготовкой их эвакуации руководил зам. начальника Главсевморпути П.П. Ширшов. 16 августа под прикрытием густого тумана оба ледокола благополучно покинули Кольский за лив и отправились в Баренцево море. Всего же до конца года из Мурманска было отправлено до 150 судов различного назначения, от транспор тов до обычных рыболовецких мотоботов, до бравшихся до портов Белого моря, к удивлению гражданских и военных моряков, без потерь. В это время руководство нашей страны вело интенсивные переговоры с США и Англией о создании на Западе второго фронта и начале по ставок в СССР военной техники и другого обо рудования по программе лендлиза. И.В. Сталин писал 18 июля 1941 года: «.. военное положение Советского Союза, равно как и Великобритании, было бы значительно улучшено, если бы был создан фронт против Гитлера на Западе (Север ная Франция) и на Севере (Арктика). 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz