Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

СЕВЕРНЫЕ ВОРОТА РОССИИ ГЛАВА 1 ГОД РОЖДЕНИЯ — 1915-Й! МУРМАНСКОМУ МОРСКОМУ ТОРГОВОМУ ПОРТУ — 100 ЛЕТ! ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915-Й! МУРМАНСКОМУ МОРСКОМУТОРГОВОМУ ПОРТУ — 100 ЛЕТ! ГЛАВА 1 СЕВЕРНЫЕ ВОРОТА РОССИИ Панорама города и порта. 1934 год под немецким флагом и с немецкой командой на борту. Он был захвачен в Атлантике крейсером «Deutschland», а команда арестована. Это был скандал — США имели все основания объявить СССР войну или, во всяком случае, разорвать все отношения. Недовольный глава Наркомин- дела В. Молотов высказал послу В. Шуленбургу (Werner Schulenburg): «Между гаванями воюющей стороны и нейтральной все же есть разница, которую должны пони­ мать германские моряки». Морские власти Мурманского порта временно задержали пароход и интернировали немецкую команду. Однако уже 2 6 октября интерниро­ вание было отменено, так как стороны договорились, что пароход зашел в порт для ремонта машин, а 2 8 октября после проверки груза и ремонта «City of Flint» покинул Мурманск. Позже после посещения Норвегии пароход все же вернулся в США. К концу ноября Мурманск посетили уже 36 немецких судов. Все они находились на якорной стоянке у поселка Абрам-мыс, расположенного на западном берегу Кольского залива, напротив 9 6 Мурманского торгового порта. В течение этого времени на трех транспортах рабочие Мурман­ ского судоремонтного завода провели необходи­ мые ремонтные работы. Тем временем в руководстве СССР справед­ ливо посчитали, что Мурманск не очень под­ ходящее место для приема немецких боевых кораблей и судов, поскольку их появление там не останется незамеченным англичанами. По­ следние же могли с полным правом посчитать это актом фактического вступления Советского Союза в войну на стороне Германии со всеми вы­ текающими отсюда последствиями. 25 октября Политбюро утвердило решение СНК СССР «О режиме в Кольском заливе» первый пункт кото­ рого гласил: «Признать нетерпимым нынешнее положение в Кольском заливе и в Мурманском порту, когда любое иностранное военное судно, замаскированное под гражданский пароход, мо­ жет беспрепятственно пробраться в Мурманск или к нашим военно-морским базам в Кольском заливе». Германская сторона предложила груз с их судов по железной дороге перевезти в Ленин­ град. Какая-то часть товаров перегружалась на плаву на советские суда. Постепенно все иностранные суда, ссыла­ ясь на уменьшение продолжительности свето­ вого дня, одно за другим покинули Кольский залив. Шестого декабря после трехмесячной стоянки вернулся в родной Бременхафен и лай­ нер «Bremen». В это время Советский Союз уже неделю вел бои с Финляндией. Но еще до начала конфликта, 4 сентября 1939 года, Генеральный штаб РККА принял решение сосредоточить в районе полу­ островов Рыбачий и Средний войсковую группу. Для переброски людей и техники из Мурман­ ского порта вМотовский залив было привлечено 26 транспортов, на которых перевезли около 30 тысяч человек, 180 орудий, 520 тракторов и авто­ машин, 30 тысяч тонн различных грузов. С нача­ лом боевых действий Мурманск стал прифрон­ товым городом. Часть кораблей рыболовного флота обслуживала нужды армии. Мурманские железнодорожники и портовики обеспечивали военные перевозки. С начала декабря 1939 года по 12 марта 1940 года в район Петсамо (современ­ ной Печенги) было доставлено свыше 34 тысяч человек, 107 орудий, 136 танков, 50 тысяч тонн грузов. В этот период в городе поддерживался во­ енный порядок и соблюдалась светомаскировка. После заключения мирного договора с Фин­ ляндией СССР получил полный контроль над акваторией Ладожского озера и полуостровами Рыбачий и Средний, что несколько обезопаси­ ло Мурманск и Мурманскую железную дорогу. После этого войска и техника из Петсамо в тече­ ние полутора месяцев были вывезены судами в Кольский залив. Так моряки морского транспортного флота и портовики одними из первых почувствовали на себе приближение большой войны. 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz