Отчет о деятельности Мурманского и Кемского портов за 1923 и 1924 г. – Ленинград : [б. и.], 1925. - 128 с., [7] л. ил., [2] л. к.

Помимо хозяйственно-экономического значения, кото­ рое имеет Мурманский порт для всего нашего севера, необ­ ходимо иметь в виду его громадное значение в военном отношении. Будучи расположен в глубоком фиорде, защищенном от волнения и могущем вместить громадный военный флот, Мурманский порт естественным путем предназначен стать основной военной базой. В будущем, при развитии промышленности и колони--, зации Мурманского края, потребность /^привлечении ! грузов в значительной мере потеряет свою остроту, так как естественные богатства окружающей местности должны дать новые грузы местного значения. Продовольственные и прочие грузы для колонизационных участков, развитие рыбных промыслов на Мурманском по- бережьи, более интенсивная разработка лесных и других богатств, с отправкой их за-границу в зимнее время ,— несомненно повлияют на увеличение грузооборота Мурман­ ского порта. Однако, все же трудно рассчитывать, чтобы одними местными грузами возможно было бы обеспечить бездефи­ цитное положение как Мурманского порта, так и Мурман­ ской жел. дороги. В целях устройства наикратчайшего выхода сибирским грузам, необходимо осуществить в бли­ жайшее время сооружение железнодорожной линии Со­ рока— Котлас, протяжением 737 верст, с продолжением этой линии до ст. Кама (Пермской жел. дор.), длиною 702 вер. Сооружение пути по указанному направлению со­ кратит расстояние от Мурманска до Ново-Николаевска до 3859 верст. Естественно, что при осуществлении этого мероприя­ тия и при тех преимуществах, которые имеет Мурманский порт вследствие своей незамерзаемости и близости к откры­ тому выходу в океан, большая часть сибирских грузов, как то: хлеб, масло, яйца, птица и т. под., будут напра ­ вляться на Мурманск для экспорта за-границу, и в жизни Мурманского порта наступит новая эра. Имея протяжение причальной линии около 500 пог. саж. и будучи довольно широко оборудован кранами, Мур­ манский порт в его современном состоянии может удо­ влетворять максимальному грузообороту до милл. пудов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz