Отчет о деятельности Мурманского и Кемского портов за 1923 и 1924 г. – Ленинград : [б. и.], 1925. - 128 с., [7] л. ил., [2] л. к.

представляют собой прекрасные рейдовые стоянки , но ни одна из них не годится для широкого развития причальной линии и складочных территорий, а подход к ним железной дороги сопряжен с такими же затруднениями, как и к Екатерининской гавани. Поэтому, конечный пункт Мурманской жел. дороги пришлось выбрать значительно южнее Екатерининской гавани и туда же перенести , после постройки порта и городка, административный центр, так, что город Александровск потерял теперь то небольшое значение, которое он имел до постройки Мурманской железной дороги. Среднее колено Кольского залива направлено на SW и имеет длину в 23 версты и ширину от 3*/% до I 1/* версты. Глубины на нем изменяются от 100 до 25 саж. Б ер е г а этого колена мало отличаются от берегов северного ко ­ л е н а— те же оголенные гранитные массивы, падающие круто, местами утесисто в воду, то же приближение больших глубин к берегу; узкая, осыхающая при отливе, полоса („обсушка") встречается только местами, главным образом, внутри боковых бухт. Явля ясь более укрытым от океанских волнений, чем северное колено, среднее колено, однако, подвержено вкатыванию, правда, уже ослабевшей зыби с моря; кроме того, при значительном протяжении его, ветры румбов WSW и ONO развивают на нем сильную местную волну. Как на всем протяжении средней части залива, так и в имеющихся в нем бухтах, не находится удоб­ ных мест для развития причальных линий и складочных т е р ­ риторий, проведение же по берегу этой части залива ж ел е з ­ ной дороги связано с производством больших скальных работ. Южное колено, имеющее направление, т акж е как и северное по меридиану с небольшими извилинами, имеет длину 16 верст при ширине от 800 до 500 саж. Наиболее узкое место находится по средине его длины на траверсе скалы Абрам-Пахты и мыса Варничного, где высокие берега сближаются на одну версту, а между краями береговых осыхающих полос остается ширина в 350 саж. В отличие от северного и среднего колен, берег этого колена характе­ ризуется меньшей изрезанностью, меньшими выступами мысов и более пологими очертаниями боковых бухт, пред­ ставляющих собою, строго говоря, только простые впадины берега. Характерной особенностью южного колена явл яе т ся т акже наличность вдоль обоих берегов почти непрерывной 1 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz