Отчет о деятельности Мурманского и Кемского портов за 1923 и 1924 г. – Ленинград : [б. и.], 1925. - 128 с., [7] л. ил., [2] л. к.

изменяются от 200 до 100 саж. Большие глубины подхо­ дят близко к берегам, которые, в виде совершенно голых скал, круто, местами утесисто, спускаются в залив. Узкая низменная полоса у подошвы береговых скал, обсыхающая при отливе, так называемая „обсушка", встречается только местами на западном берегу залива и в бухтах. Северное колено на всем своем протяжении совершенно открыто океанской волне, а потому само не может служить естест ­ венным рейдом, но имеет несколько боковых бухт и заливов, вполне защищенных от океанской волны и ветров, а потому представляющих собою прекрасную якорную стоянку для самых крупных судов. В одном из этих заливов, Екатери ­ нинской гавани, расположен город Александровск, основанный в 1899 году и бывший, до постройки Мурманского порта и города Мурманска, административным центром всего Мурманского побережья. Екатерининская гавань, расположенная в 9-ти верстах к югу от входа в Кольский залив, представляет собою про­ лив между материком и Екатерининским островом, при чем северное устье пролива, шириною в 225 саж. с глубинами в 7— 26 саж., служит единственным входом в гавань, так как южное устье, суживающееся до 60 саж. в низкую воду, пересыхает. Водная площадь гавани, служащая рей ­ дом для судов, имеет размеры в 1.100 X 2 0 0 саж. и окру­ жена крутыми, утесистыми берегами, спускающимися непо­ средственно в море. Почти все участки берега, которые можно было использовать для устройства причалов, заняты деревянными набережными, общая длина которых тем не менее не превышает шестидесяти сажень. Для складочных мест позади набережных имеется площадка не более двад­ цати сажень шириной, за которой возвышаются почти отвесные скалы. Поэтому, Екатерининская гавань была совершенно непригодна для дальнейшего развития в ней причальных приспособлений в связи с потребностями военного времени. Кроме того, и выход Мурманской жел. дор. к этой гавани был сопряжен с большими затрудне­ ниями по топографическим условиям местности и требовал производства большого количества скальных работ и устрой­ ства тоннелей. Остальные бухты в северном колене однотипны пс своему топографическому характеру с Екатерининской гаванью, и, хотя некоторые из них, как сказано выше, 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz