Отчет о деятельности Мурманского и Кемского портов за 1923 и 1924 г. – Ленинград : [б. и.], 1925. - 128 с., [7] л. ил., [2] л. к.
Исторический очерк *) Торговая жизнь на Мурманском побережья началась в XVI веке. С этого времени появляются в Кольском заливе ино странные суда, привозящие различные товары для Русского Государства. Торговой базой я вляется город Кола, в котором постепенно возникают складочные помещения для товаров, т.-е. намечаются начала к сооружению внешнего порта. Положение укрепляется настолько, что в 1583 году делается распоряжение о постройке крепости („острова") для защиты Кольского торгового рынка. Однако, в 1584 году по политическим соображениям Кольский торг закрывается и вся торговая деятельность нашего крайнего севера переносится в устье Северной Двины, в гор. Архангельск. Жи знь Колы и всего побережья естественно замирает и реальный интерес к этому исключительному по своему значению краю пробуждается лишь в конце девятнадцатого столетия, когда возникает вопрос о выборе места для боль шого военного порта. Некоторыми государственными дея телями, во глазе с бывшим министром финансов С. Ю Витте, выдвигается в 1890 году вопрос о целесообразности устрой ства военного порта в устье Кольского залива. Несмотря на благоприятные результаты , полученные особой экспедицией, посланной для обследования этого вопроса, в смысле удобства и целесообразности устройства военного порта на Мурмане, вопрос э тот получает иное разрешение и военный порт сооружается в Либаве. Непосредственным толчком для сооружения порта в Кольском заливе послужила война 1914 г., имевшая одним ') Ис 1 очниками ири составлении исторического очерка служили труды проф. В. Е. Ляхницкого: Изыскания на Мурианском иобережьи Северного Ледо витого океана, произведенные в 1914— 1917 г. и проф. Б. Н. Кандпба: Русское портостроительство в период войны 1914—1918 г. 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz